Рефлекс Феллини. Памяти великого мастера.

Феллини любил говорить, что его род восходит к этрускам. По отцовской линии. По маминой это были аптекари-евреи. Да, правда, этруски – эти самые древние насельники восточного побережья будущей Италии – жили именно здесь, где спустя многие столетия был построен ими величественный Аримин, ставший впоследствии Римини. В этом городе, который некоторое время был даже отдельным государством, и появился на свет в 1920-ом году будущий гений. Но не мог же лишь по месту своего рождения избрать своими предками пусть и достойных и отчаянно- воинственных этрусков сеньор Феллини?.. Ведь столько было потом и достойных римлян - славных и не только воинскими подвигами, но еще и творческими талантами. О, стоит ли и разбираться во всех мистификациях сеньора Феллини?! Многие его биографы (а вообще их сотни по всему земному шару) и вовсе называли маэстро величайшим мистификатором на нашей планете. Так это или нет – Бог весть. Но как же жаль, что этого гениального мистификатора нет сегодня рядом с нами. Цирк уехал, а… Может быть и был далекий предок маэстро Феллини великим вождем или одним из царей древней Этрурии - этого нам никогда не узнать, а вот то, что отец Федерико был небогатым коммивояжером, мы знаем. Об этом написано во всех справочниках и энциклопедиях. Монографии, посвященные Феллини, немало рассказывают еще и о том, каким он был в своем раннем детстве. Все отмечают, что самым большим впечатлением юного Федерико стал приехавший в Римини столичный цирк. Спору нет, животные в нем были, как с картинок замечательных старинных книг, но клоуны... Они совершенно завладели умом мальчишки. Не только потому что их костюмы были пестрее радуги, но и потому что их веселые (а по словам Феллини "такие пронзительно-грустные") лица таили в себе удивительную загадку. Клоуны плакали навзрыд, как только они и умеют, а весёлая публика заливалась хохотом и, конечно, не думала протянуть им носового платка. Федерико же и самому хотелось, если и не заплакать, то изрядно взгрустнуть. "О нет, цирк это совсем не то, что нам кажется. Цирк - это д р у г о е. Но обязательно с печалью" - скажет много лет спустя Феллини. И снимет свой великий "Амаркорд". С цирком из своего детства. Но до этого ещё далеко. Фото: diletant.media Под новым кесарем Молодого Федерико на его жизненном пути сопровождала совсем иная клоунада. Цирк Бенито Муссолини, может быть, и был достоин высокого философского осмеяния, но, прежде всего, он был все-таки жесток. Зычный голос новоявленного "цезаря" Дуче звучал из каждого радиоприёмника, пока антифашисты подпольно организовывали свои силы, а эмиграция росла. Но жизнь устроена таким образом, что при любом - пусть даже самом страшном и чудовищном – режиме надо зарабатывать на хлеб насущный. Главное, не стать конформистом и не сотрудничать с врагом. Федерико не изменял своим принципам, работая в антифашистском журнале "Марк Аврелий". Он оказался великолепным рисовальщиком – мастером остроумной карикатуры и шаржей. Федерико подрабатывал также на радио, где талантливо читал собственного сочинения рассказы про Чико и Полину – вымышленных молодых влюбленных. А вскоре и сам влюбился не на шутку, по-настоящему. Фото: italy4me.com Федерико и Джульетта. Полвека и один день Его музой стала юная Джулия Анна Мазина – обаятельная итальянка, которую пригласили участвовать в радиопередачах Феллини. И которая, по желанию влюбившегося в нее Федерико, стала Джульеттой. Несмотря на то, что первый фильм, в котором сеньора Мазина появилась на киноэкране, был картиной другого режиссера, потом Джульетта будет сниматься почти только у одного Федерико. Союз, заключенный этой парой в 1943 году воистину свидетельствовал в пользу сакраментального "браки заключаются на небесах". Федерико и Джульетта прожили вместе 50 лет и один день. Феллини с женой Джульеттой Мазиной. Фото: lanotiziaquotidiana.it В Городе кино "Чинечитта" (в переводе с итальянского "город кино") стала вторым домом Феллини. Успех быстро нашёл его. "Дорога" и "Ночи Кабирии" вышли на экранах многих стран мира. Затем были главные шедевры Феллини – "Сладкая жизнь" и "Восемь с половиной". За первый режиссер получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах, а за второй – Гран-при Московского кинофестиваля и два Оскара. Приз на киносмотре Москвы был особенно любопытным. По распоряжению сверху в тот далёкий 1963 год награду должны были отдать советскому фильму "Знакомьтесь, Балуев!", но глава жюри Григорий Чухрай настоял на том, чтобы здравый смысл всё-таки восторжествовал и приз получил итальянский гений. С тех пор Москва особенно полюбила Феллини. "Сладкая жизнь" и "Восемь с половиной" стали важнейшими картинами в творческой карьере ещё одной итальянской звезды – Марчелло Мастроянни. И если в первой картине он сыграл роль растерянного эскаписта-философа, то во второй и вовсе воплотил на экране альтер эго самого режиссера, рефлексируя об окружающей жизни, снова и снова обращаясь к своему прошлому, тени которого – то добрые, а то злые – всегда преследовали его. Феллини с Мастроянни. Фото: vk.com В цветнике звезд, которых маэстро собрал в своих фильмах были также Анук Эмме и Ален Кюни, Клаудиа Кардинале и Адриано Челентано. Но любимого Мастроянни и любимую Мазину он снимет вместе, наконец, в картине "Джинджер и Фред", посвященной великим исполнителям чечетки – Фреду Астеру и Джинджер Робертс. Она станет одной из последних работ в его творчестве. Гениальный лирический шедевр, который поразительная пара не только неподражаемо сыграла, но станцевала, кажется, ничуть не хуже оригиналов. В предпоследней картине "Интервью" Феллини ставит ключевой для нарождавшегося уже тогда постмодерна вопрос: может ли искусство существовать и развиваться в окончательной безысходности, во мраке убийственного пессимизма и недетородного скепсиса, или все же там есть место "лучу солнца"? Ставит вопрос под музыку другого своего "вечного" спутника – Нино Рота - автора музыки ко всем его фильмам. Ставит, но не отвечает. Вряд ли за ответ можно принять и последний фильм Феллини "Голоса Луны", посвященный сумасшедшему лунатику. Маэстро делает попытку посмотреть на жизнь глазами сумасшедшего. И как только не называла эту картину пресса: притча, комедия, драма и даже… экшн… Загадку его фильмов вообще сложно разгадать – таким бескрайним кажется пространство смыслов, оставленное нам. Но иногда задать вопрос самому себе, запустить двигатель мысли оказывается даже важнее, чем дать чёткий ответ. И гений-итальянец Федерико Феллини, кажется, об этом знал.

Рефлекс Феллини. Памяти великого мастера.
© Ревизор.ru