Как упали паруса Рижской киностудии

В советские годы фильмы Рижской киностудии гремели в СССР. Захватывающие киноленты Алоиза Бренча, включая «Долгую дорогу в дюнах», знаменитый «Театр» Яниса Стрейча с Вией Артмане, «Смерть под парусом» Ады Неретниеце и многие другие смотрел весь Советский Союз. В этом году Рижской киностудии исполнилось 70 лет. Но где ее новые картины? Нету их! Конец эпохе знаменитой киностудии наступил одновременно с борьбой страны за независимость. Еще в 1989 году было снято несколько фильмов, а потом - долгий период молчания и редкие работы. То есть Рижская киностудия как бы и есть, но ее как бы и нету: какая же это киностудия, если не снимает фильмы, особенно после той золотой поры, которая пришлась как раз на годы «советской оккупации»? Можно, конечно, сказать, что предприятие существует, зарабатывая с помощью сдачи в аренду помещений, проката инвентаря, услуг кинематографистов. Но фильмы где? Рижскую киностудию постигла творческая катастрофа. На пике одного из афтершоков знаменитый Янис Стрейч все-таки снял фильм – мистическую киноленту ужасов «Мистерия старой управы», отвечающую веяниям независимой Латвии. «Накануне народного латышского праздника Лиго бригада кинематографистов снимает религиозно-патриотический фильм, в центре которого лежит история о бывшем чекисте, вынужденном встречать старость в местах своих давних злодеяний», - гласит синопсис. Ну конечно, без злодеяний «советской оккупации» бывшие выдающиеся мастера латвийского советского кино обойтись уже не могут. Это был один из последних латвийских фильмов, в котором сыграл знаменитый советский, почти российский актер Ивар Калныньш. Потом он еще снялся в двух латвийских лентах – детективной мелодраме «Билет Риги» в том же 2000-м и в детективе «Прятки» в 2001-м. А затем фактически полностью перешел «во власть» российских кинематографистов и иногда примыкал к украинским. Ну а для харизматичного замечательного советского актера Эдуарда Павулса «Мистерия старой управы» стала вообще последним фильмом в его творческой карьере. Так что же случилось с Рижской киностудией? Почему после распада СССР ее творческий путь тоже оборвался так, словно ее убили? Об этом журналисту портала delfi.lv Кристине Худенко рассказал бывший руководитель Рижской киностудии, управлявший с 1987 по 1990 год, Рихард Пикс. Он прошел все этапы становления на этом предприятии – от подсобного рабочего. Был ассистентом оператора, оператором документальных и игровых фильмов. В 1971 заочно окончил операторский факультет ВГИКа, в 1979 — Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве в мастерской Александра Митты. В качестве режиссера снял несколько фильмов – «Удар» (1979), «Не будь этой девчонки» (1981), «Выстрел в лесу» (1983), «Двойник» (1986). На съемках знаменитого остросюжетного художественного фильма Алоиза Бренча «Ключи от рая» был оператором. Ему досконально известны все перипетии взлета и падения Рижской киностудии. После ухода из нее был главой Национального киноцентра, затем заместителем председателя Латвийского национального телевидения и радио, министром культуры Латвии и даже министром иностранных дел. Так вот. «Рижская киностудия строилась в конце 40-х по американскому образцу 30-х годов - полное централизованное кинопроизводство», - рассказывает Пикс латвийскому журналисту. По его словам, в советские годы на Рижской киностудии работали около 900 штатных работников - техническая и творческая группы. В ежегодный план входило четыре-пять игровых картин и пять-семь телевизионных. Все финансировались из Москвы и сдавалось там же. Бюджеты картин к 80-м годам доходили до 600 000 рублей. Легче всего, сообщил Пикс, финансирование выдавалось под Стрейча и Бренча — эти режиссеры шли по спискам высшей категории. Для киномузыки беспроигрышным вариантом был Раймонд Паулс. Став руководителем Рижской киностудии, он разделил ее на части «по принципам независимого европейского кино». «Отделили друг от друга производственную и творческую базы. Режиссеров с операторами вывели за штат, чтобы не содержать всех творцов, которые долго думают и в конце не факт, что придумают. Их предлагалось нанимать на конкретные проекты образовавшимся независимым творческим студиям», - рассказал бывший директор. «Как я узнал позже, в советское время все фильмы Рижской киностудии, даже самые неудачные, финансово себя оправдывали и зарабатывали неплохие деньги для государства, миллионы рублей, - сообщил Пикс. - Западных картин в СССР прокатывали крайне мало, а наши были чем-то вроде заменителей». После крушения СССР, рассказал бывший директор, помещения Рижской киностудии были приватизированы за сертификаты, земля денационализирована. По словам Пикса, в итоге киностудия оказалась в руках двух предприимчивых человек, которые, докупив участки вокруг, хотели построить в этом месте жилой массив. «Я ни одной доли киностудии не приватизировал принципиально. И в силу своих возможностей старался тормозить процесс ее расформирования, - утверждает бывший руководитель. - В итоге их проект развалился - вокруг уже понастроили много нового жилья. Лишь тогда решили возобновить производство, но было поздно...». Тягаться с американским кино, хлынувшим на рынок, было сложно. «Скооперировавшись с литовскими и эстонскими коллегами, мы ездили по международным кинорынкам и предлагали свое кино и услуги для съемок, - рассказал Пикс латвийскому журналисту. - В 90-м я ездил в Лос-Анджелес зазывать их режиссеров снимать у нас, что к тому времени успешно продвинули венгры и чехи. В той затее мне очень помогала режиссер латвийского происхождения Джулия Робинсон. Но ничего у нас не получилось...» В 1991-м Пикс предпринял попытку договориться о совместной работе с французским телевидением. «Мы собирались снимать по три-пять картин в год», - сказал он. Но из-за финансовых требований латвийского сценариста контракт развалился. «Помню, я позвал того товарища и объявил: все, что я сделал для сохранения производства, с вашей помощью разрушено, мне тут больше нечего делать — буду искать другую работу». Рихард Пикс взялся за прокат западных картин. Звезда Рижской киностудии закатилась одновременно с восходом независимости страны. Ну а мы все равно помним и иногда смотрим лучшие фильмы Рижской киностудии. Новости о происшествиях: Хулиганы в Москве избили актера Даниила Страхова

Как упали паруса Рижской киностудии
© Свободная пресса