Эмиль Лотяну и Светлана Тома: история любви, по которой можно снять сериал
Легендарный режиссер, которого называли последним романтиком советского кино, родился 6 ноября 1932 года. В своих знаменитых фильмах «Табор уходит в небо» и «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиль Лотяну смог рассказать о любви так, что зрители, и, особенно, зрительницы, не сдерживали слез. Самому режиссеру тоже выпало пережить любовь, которая достойна экранизации. Французские корни Личное дело Тома СветланаСветлана Тома — Народная артистка Молдовы, заслуженная артистка России. Стала звездой экранов после выхода картины «Табор уходит в небо».Со Светланой Фомичевой — будущей звездой кино, которой она станет под фамилией Тома, Эмиль Лотяну познакомился в 1965 году, когда искал героиню для своего второго полнометражного фильма «Красные поляны». 17-летняя Светлана, которую режиссер увидел на троллейбусной остановке, о карьере актрисы не помышляла, планировала стать юристом, как того хотел отец, готовилась к поступлению в Кишиневский университет. Когда известный режиссер, за плечами которого на тот момент уже было два брака, впервые увидел юную красавицу, то был не очень-то уверен, что она сможет сыграть, как нужно. Но потом увидел ее глаза — очень светлые и лучистые — и не смог оторвать от них взгляда. Через неделю девушка уже была утверждена на роль, режиссер заручился согласием ее родителей, пообещав после съемок вернуть им дочь «в целости и сохранности». Светлана Тома в фильме «Красные поляны». Кадр из фильма Эта встреча перевернула жизнь Светланы: несмотря на 12-летнюю разницу в возрасте, она очень быстро влюбилась. Для Лотяну же девушка стала музой, возлюбленной и женой, правда гражданской: расписываться режиссер не спешил. Как потом вспоминала актриса, ухаживал он невероятно красиво, учил ее профессии и буквально «вылепил» ее — и как актрису, и как женщину. Когда работа над фильмом уже подходила к концу, по настоянию Эмиля Лотяну, объяснившего, что Фомичева — это не фамилия для актрисы, она взяла псевдоним. Светлана вспомнила, что ее прабабушка-француженка носила фамилию Тома, с ударением на последний слог. Так родилась новая звезда советского кино. На афишах «Красных полян», вышедших в 1966 году, она уже значилась как «Светлана Тома». Новая жизнь Эмиль Лотяну, 1972 г. Источник: Wikimedia больше по теме Режиссеры, которые любят снимать в кино собственных женКто получил роли в кино не только из-за таланта, но и благодаря семейным узам, вспоминает Teleprogramma.proЛотяну слыл светским львом и ловеласом. Перемены в его поведении порой потрясали девушку: на съемочной площадке он был жестким, очень требовательным, порой даже казался жестоким и грубым, но когда работа заканчивалась — становился нежным и внимательным. Правда Эмиль то и дело диктовал своей юной возлюбленной, как она должна была себя вести, между ними нередко вспыхивали ссоры, кроме того, за Эмилем Лотяну всегда следовала вереница женщин, от поклонниц у него не было отбоя. Прожив вместе несколько лет, влюбленные расстались — но вряд ли они тогда предполагали, что связывающие их нити окажутся настолько крепкими, что их роман будет длится годы, то угасая, то вспыхивая вновь. Светлана Тома подала документы в Ленинградский институт культуры. Там она познакомилась со своим будущим мужем Олегом Лачиным, который был ее однокурсником. В 1969 году они вместе устроились на работу в русский театр в Тирасполе. В 1971 году у них родилась дочь Ирина, а через несколько месяцев Олег погиб — купаясь в Днепре, попал под катер. Малышку взяли на воспитание родители Светланы, обожавшие внучку, как потом вспоминала Ирина Лачина, дедушка заменил ей отца. Светлана Тома тяжело переживала эту трагедию, с головой ушла в работу в театре. А потом в ее жизни снова появился Эмиль Лотяну, пригласивший актрису в свой знаменитый фильм «Табор уходит в небо». «Мы сходились с Эмилем, расставались. Но он всегда шел по жизни где-то рядом», — расскажет однажды Светлана Тома в одном из своих интервью. А в другой раз актриса добавит, что они успели «прорасти» друг в друга так, что уже ничего не могло разрушить их отношений — ни ссоры, ни расставания, ни другие, все равно они были связаны незримой нитью. Самая красивая цыганка Советского Союза Светлана Тома в фильме «Табор уходит в небо». Кадр из фильма. Съемки проходили в Карпатах. Рассказывали, что для того, чтобы Светлана двигалась как настоящая цыганка и приобрела необходимую пластику, Лотяну заставлял ее перед съемками ходить с привязанным к ногам грузами чуть ли не по 20 килограммов каждый. При этом на улице стояла жара, из-за отсутствия дождей съемочная группа часто задыхалась от пыли. Но режиссер поблажек никому не делал, работали все до изнеможения. В какой-то момент, не выдержав, актриса бросила все и уехала в Москву. Она так устала, что в глубине души даже надеялась, что ее снимут с роли — но оказалось, что Лотяну ждал ее возвращения. Правда, обидевшись, перестал общаться лично и какое-то время передавал все распоряжения через ассистентов и других третьих лиц. Роль цыганки Рады сделала Светлану звездой всесоюзного масштаба, миллионы женщин мечтали встретить в своей жизни такую же любовь, какую довелось испытать ее героине. А у Лотяну вскоре появилась новая муза. Пигмалион и его новая Галатея На главную роль в своем новом фильме «Мой ласковый и нежный зверь», экранизации чеховской «Драмы на охоте», Эмиль Лотяну приглядел хрупкую балерину, студентку Воронежского балетного училища Галину Беляеву. Ей было всего 16 — чуть меньше, чем Светлане Томе на момент ее знакомства с режиссером. И, как последняя потом признавалась журналистам, она «уступила» юной красавице дорогу. «Ему было интересно создавать», - скажет в одном из интервью Светлана Андреевна. Режиссер создавал картины, он пытался создать и свою идеальную женщину. Правда «вылепить» идеальную жену, какой он себе ее представлял, из Галины Беляевой, оказалось непросто: подчиняться она не хотела. Галина Беляева в фильме «Мой ласковый и нежный зверь». Кадр из фильма. После выхода фильма Беляевой исполнилось 18, и они с Лотяну поженились. В 1980 году у них родился сын, которого назвали в честь отца Эмилем. А через год супруги приступили к новой совместной работе — фильму «Анна Павлова». В нем нашлось место и Светлане Томе: Галина играла знаменитую русскую балерину, а Светлана — ее мать. Вскоре после выхода картины на экран Беляева и Лотяну развелись. Впоследствии актриса скажет, что, видимо, тогда ей не хватало житейской мудрости — из-за этого они во многом и расстались, несмотря на то, что сам Лотяну разводиться не хотел. Светлана Тома, 2016 г. Фото: Михаил Фролов/Архив «КП» После расставания Беляевой режиссер жил достаточно одиноко. В 2003-м, когда у Лотяну неожиданно диагностируют рак в последней стадии, обе женщины вновь окажутся рядом — уже у его больничной койки, будут ухаживать за ним и делать вид, что не знают о страшном диагнозе, который врачи пытались скрывать от режиссера. На тот момент у каждой из них давно уже была своя личная жизнь, но не отдать последнюю дань человеку, который так много значил в их жизни, они не могли. Светлана Тома с дочерью, актрисой Ириной Лачиной, 2018 г. Фото: Борис Кудрявов/Архив «ЕГ» Незадолго до смерти Лотяну, после «Анны Павловой», практически не снимавший фильмов, воспрял духом и загорелся идеей новой картины — конечно же, о любви. Было придумано название — «Яр». Уже был найден главный герой, арт-директор кишиневского телевидения Теодора Гуцу, главную героиню режиссер искал долго, в итоге нашел в Словении. Но отснять он успел лишь один кадр.