Фабрика грез на Мосфильмовской улице: история крупнейшей киностудии страны
В сентябре этого года более 15 тысяч квадратных метров получил «Мосфильм» для хранения легендарных реликвий — около 300 тысяч костюмов от камзола до телогрейки, обуви, шляп, шапок, а также реквизит, мебель, автомобили, пролетки, телеги, кареты и сани из любимых зрителями кинолент. Конечно, хранилище было у студии и раньше, но построили его еще в 1970-е годы по типовому проекту — такой же, к примеру, вполне подошел бы и для овощного склада. Теперь эти функции взял на себя новый «Дом костюма и реквизита» с современными системами вентиляции и хранения. А появление на территории «Мосфильма» нового, 16-го по счету съемочного павильона площадью 2,5 тысячи квадратных метров, по мнению специалистов, — и вовсе большой шаг вперед не только для киноконцерна, но и для всей российской киноиндустрии. В павильоне сейчас ведут отделочные работы. Такого масштабного строительства, как сейчас, студия не видела с конца 1950-х. Двадцатые — тридцатые: начало Днем рождения «Мосфильма» принято считать 30 января 1924 года — день выхода на экраны фильма Бориса Михина «На крыльях ввысь». Тираж его был совсем скромным — всего 20 копий. Кинокритики того времени охарактеризовали жанр как «первый советский детектив». В основе сюжета — рассказ об инженере Глаголеве, который с сыном Борисом сконструировал новый самолет, а потом Борис на нем успешно бил белогвардейцев. Это была первая картина, снятая на базе двух киноателье, Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева, преобразованных в 1-ю и 3-ю фабрики Госкино. Результатом этого объединения и стал впоследствии «Мосфильм». Но прежде, чем за киностудией окончательно закрепилось легендарное название, ее неоднократно переименовывали — называли «Совкино», «Союзкино», «Росфильм», «Союзфильм» и даже «Москинокомбинат». И только в 1936 году киностудия официально стала «Мосфильмом». А саму фабрику грез — киногородок на Воробьевых горах — заложили в 1927-м. В некотором смысле аналогом этого киногорода был Голливуд, с которым познакомились молодые режиссеры Эйзенштейн, Александров и оператор Тиссэ во время поездки США в 1920-е годы. Идея была в том, чтобы собрать разбросанные по Москве кинопроизводства — от подготовки сценариев до выпуска кинокартины в прокат — вместе, чтобы возникла настоящая фабрика фильмов — основа национальной киноиндустрии. В Европе таких не было. Среди снятых в первые годы работы «Мосфильма» — легендарные «Броненосец “Потемкин”» и «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, «Государственный чиновник» Ивана Пырьева. В 1931 году наступила новая эпоха звукового кино — первой картиной для советского зрителя стала «Путевка в жизнь» Николая Экка. Буквально сразу в СССР возник огромный интерес к музыкальным картинам. «Цирк» и «Волга, Волга» Григория Александрова, народные комедии «Богатая невеста» и «Трактористы» Ивана Пырьева стали любимыми фильмами миллионов, а исполнительницы главных ролей Любовь Орлова и Марина Ладынина — первыми советскими кинозвездами. Однако только что построенный киногород стремительно устаревал: павильоны проектировались в эпоху немого кино, об акустике и звукоизоляции никто не думал. Помещения нуждались в срочной модернизации. Но провести ее удалось не скоро. Сороковые роковые Планы кинематографистов перечеркнула война. Стремительное наступление гитлеровских армий поставило под вопрос завершение работы над картинами, начатыми в мирное время. Например, над фильмом «Свинарка и пастух», ставшим впоследствии настоящим хитом. Иван Пырьев успел даже записаться добровольцем на фронт, но в последний момент его вернул лично Сталин, приказавший выпустить комедию на экраны. Картина была сдана в октябре 1941-го, когда немцы подступали к Москве. Вскоре «Мосфильм» эвакуировали в Алма-Ату. Но уже в 1943 году киногород на Воробьевых горах стал оживать, возвращались съемки, был снят первый в СССР цветной фильм «Иван Никулин — русский матрос». Всего за время войны «Мосфильм» снял 30 художественных фильмов, среди которых был и «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна. Символ «Мосфильма», памятник Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», в качестве заставки впервые появился в картине Григория Александрова «Весна» 1947 года. Для этого использовалась не оригинальная скульптура, а ее метровая копия, изготовленная специально для этой цели самой же Мухиной. Среди главных картин 1940-х — «Светлый путь» и «Встреча на Эльбе» Григория Александрова, «Сердца четырех» Константина Юдина, «Секретарь райкома» и «Кубанские казаки» Ивана Пырьева, «Жди меня» Александра Столпера и Бориса Иванова, «Повесть о настоящем человеке» Александра Столпера. Пятидесятые: расцвет Первая половина пятидесятых стала самым трудным временем для советского кино: выпускались считаные фильмы. Только со смертью Сталина в 1953-м наметилось оживление. К 1959 году выпускалось уже до 25 картин в год. Именно тогда были сняты признанные советские шедевры. Награды в Канне и Венеции получили «Попрыгунья» Самсона Самсонова, «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Сорок первый» и «Баллада о солдате» Григория Чухрая. Зрителям запомнился и вышедший на экраны летом 1959 года фильм Бориса Барнета «Аннушка» по сценарию драматурга Эфраима Севелы — о судьбе женщины, потерявшей на войне мужа и вырастившей троих детей. Картина стала одной из первых драматических киноролей Ирины Скобцевой, в фильме снялась Ольга Аросева. Шестидесятые: оттепель Шестидесятые стали переломным временем и эпохой больших надежд, принесшей в кино новые имена. Именно тогда «Мосфильм» выпускает свои лучшие картины. Михаил Ромм снял фильм-манифест «Девять дней одного года», где аскетизм художественных средств возведен в принцип, а предметом исследования стали «игры просвещенного разума». Он открыл актеров нового типа — Иннокентия Смоктуновского, Алексея Баталова, Татьяну Лаврову: на смену физической силе героев пришли мощь интеллекта и аналитической мысли. Фильм Георгия Натансона «Еще раз про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского с Татьяной Дорониной (Наташа) и Александром Лазаревым (Евдокимов) стал невероятно успешным. Историю трагической любви бортпроводницы и физика посмотрели около 40 миллионов зрителей. Именно в шестидесятые на «Мосфильме» были сняты «Сережа» (Георгий Данелия, Игорь Таланкин), «Девчата» (Юрий Чулюкин), «Девять дней одного года» (Михаил Ромм), «Друг мой, Колька» (Александр Митта), «Бриллиантовая рука» и «Пес Барбос и необычный кросс» (Леонид Гайдай), «Гусарская баллада» (Эльдар Рязанов), «Иваново детство» (Андрей Тарковский), «Я шагаю по Москве» (Георгий Данелия), «Война и мир» (Сергей Бондарчук), «Белое солнце пустыни» (Владимир Мотыль) и другие известные ленты. Семидесятые: все идет по плану К 50-летию «Мосфильма» на Воробьевых горах располагался крупнейший в Европе киногород с 13 павильонами, в нем трудились более пяти тысяч человек, выпущено 1200 фильмов, получено 166 призов на международных фестивалях и 32 приза на национальных. Только здесь могли в считаные дни построить средневековый замок или космический корабль, раздобыть фазаньи перья или искусственные глаза. Кинофабрика работала по единому госплану: выпустить столько-то фильмов о рабочем классе, столько-то о трудовом крестьянстве, столько комедий, столько исторических картин. И выпускала. А вместе с тем на «Мосфильме» снимали и настоящие шедевры. На экраны выходит «Солярис» Андрея Тарковского по мотивам романа Станислава Лема об этических проблемах человечества. Главные роли исполнили Донатас Банионис и Наталья Бондарчук. Фильм станет обладателем Гран-при Каннского кинофестиваля. Тогда же Леонид Гайдай снимет «Двенадцать стульев» — экранизирует роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Фильм с Арчилом Гомиашвили в роли Остапа Бендера и Сергеем Филипповым в роли Кисы Воробьянинова станет лидером советского кинопроката в 1971 году — 39,3 миллиона зрителей. В то же время сняты «Помни имя свое» Сергея Колосова, «Невероятные приключения итальянцев в России» Эльдара Рязанова, «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «Романс о влюбленных» Андрея Кончаловского, «Дерсу Узала» Акиры Куросавы. Восьмидесятые: на сломе эпох 80-е годы прошлого века запомнились ожиданием перемен и рождением знаменитой картины «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова — абсолютного лидера проката и лауреата премии «Оскар». В Советском Союзе ее посмотрели 84,4 миллиона зрителей. В то же время снимаются производственные драмы, такие как «Факты минувшего дня» Владимира Басова по роману Юрия Скопа «Техника безопасности». Речь в ней идет о конфликте между директором и главным инженером заполярного горнодобывающего комбината, и больше всего она запомнилась потрясающим созвездием актеров: в ней сыграли Андрей Мартынов, Михаил Ульянов, Владислав Стржельчик, Александр Абдулов, Людмила Чурсина, Валентина Теличкина, Екатерина Васильева, Лариса Удовиченко, Леонид Куравлев, Александр Ширвиндт, Евгений Жариков, Валентина Талызина, Лев Борисов и другие. Именно в те годы кино впервые отреагировало на появление нового поколения — ответом стали «Плюмбум, или Опасная игра» Вадима Абдрашитова и «Курьер» Карена Шахназарова. Тогда же он снял «Мы из джаза» с Игорем Скляром и Еленой Цыплаковой, а также «Зимний вечер в Гаграх». Среди лучших фильмов 1980-х — «О бедном гусаре замолвите слово» и «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова, «Любимая женщина механика Гаврилова» Петра Тодоровского, «Родня» Никиты Михалкова, «Ностальгия» Андрея Тарковского, «Чучело» Ролана Быкова, «Любовь и голуби» Владимир Меньшова, «Кин-дза-дза» Георгия Данелии, «Асса» Сергея Соловьева. С трудом пережившую лихие девяностые киностудию удалось сохранить, закупить оборудование и вывести на современный технический уровень. Сейчас славная история продолжается: в 2018-м мощности киноконцерна задействованы в производстве 86 картин. Впереди строительство еще одного съемочного павильона и современного киноконцертного зала. По завершении проекта, который не предполагает привлечения средств из госбюджета, «Мосфильм» изменит внешний облик — станет более современным, сохранив и приумножив то лучшее, что создавалось предыдущими поколениями. Только цифры За 94 года работы, с января 1924 года, на «Мосфильме» было создано более 2500 фильмов. Самыми кассовыми картинами «Мосфильма» стали: — «Москва слезам не верит», Владимир Меньшов, 1980 год — 84,4 миллиона зрителей; — «Бриллиантовая рука», Леонид Гайдай, 1969 год — 76,7 миллиона зрителей; — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», Леонид Гайдай, 1966 год — 76,5 миллиона зрителей; — «Экипаж», Александр Митта, 1979 год — 71,1 миллиона зрителей; — «Щит и меч», Владимир Басов, 1968 год — 68,3 миллиона зрителей.