Ещё
Чем занимается Маша из сериала «Саша+Маша»
Чем занимается Маша из сериала «Саша+Маша»
Актеры
Что не так с именем Данилы Багрова в "Брате"
Что не так с именем Данилы Багрова в "Брате"
Фильмы
Где сейчас актеры из “Маски-шоу”
Где сейчас актеры из “Маски-шоу”
Актеры
Неудачные дубли, сделавшие фильмы шедеврами
Неудачные дубли, сделавшие фильмы шедеврами
Фильмы
Ford против Ferrari
Ford против Ferrari
Биография, Драма, Спортивный
Купить билет
Грех
Грех
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Текст
Текст
Триллер, Драма
Купить билет
Малефисента: Владычица тьмы
Малефисента: Владычица тьмы
Приключение, Фэнтези, Семейный
Купить билет
Доктор Сон
Доктор Сон
Ужасы
Купить билет
Ангелы Чарли
Ангелы Чарли
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Семейка Аддамс
Семейка Аддамс
Мультфильм, Комедия, Семейный
Купить билет
Терминатор: Темные судьбы
Терминатор: Темные судьбы
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Стражи Арктики
Стражи Арктики
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Верность
Верность
Драма
Купить билет
Хороший лжец
Хороший лжец
Драма
Купить билет
Джокер
Джокер
Триллер, Драма, Криминальный
Купить билет
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Алла Пугачёва. Тот самый концерт
Документальный, Музыкальный
Купить билет
Мидуэй
Мидуэй
Боевик, Исторический, Драма
Купить билет
Во всё тяжкое
Во всё тяжкое
Трагикомедия
Купить билет
Эверест
Эверест
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Девятая
Девятая
Исторический, Приключение, Триллер
Купить билет
Идеальный пациент
Идеальный пациент
Триллер
Купить билет
Дождливый день в Нью-Йорке
Дождливый день в Нью-Йорке
Комедия, Мелодрама
Купить билет
Холодное сердце 2
Холодное сердце 2
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет

Фабрика грез на Мосфильмовской улице: история крупнейшей киностудии страны 

Фабрика грез на Мосфильмовской улице: история крупнейшей киностудии страны
Фото: Mos.ru
В сентябре этого года более 15 тысяч квадратных метров получил «Мосфильм» для хранения легендарных реликвий — около 300 тысяч костюмов от камзола до телогрейки, обуви, шляп, шапок, а также реквизит, мебель, автомобили, пролетки, телеги, кареты и сани из любимых зрителями кинолент.
Конечно, хранилище было у студии и раньше, но построили его еще в 1970-е годы по типовому проекту — такой же, к примеру, вполне подошел бы и для овощного склада. Теперь эти функции взял на себя новый «Дом костюма и реквизита» с современными системами вентиляции и хранения.
А появление на территории «Мосфильма» нового, 16-го по счету съемочного павильона площадью 2,5 тысячи квадратных метров, по мнению специалистов, — и вовсе большой шаг вперед не только для киноконцерна, но и для всей российской киноиндустрии. В павильоне сейчас ведут отделочные работы. Такого масштабного строительства, как сейчас, студия не видела с конца 1950-х.
Двадцатые — тридцатые: начало
Днем рождения «Мосфильма» принято считать 30 января 1924 года — день выхода на экраны фильма Бориса Михина «На крыльях ввысь». Тираж его был совсем скромным — всего 20 копий. Кинокритики того времени охарактеризовали жанр как «первый советский детектив». В основе сюжета — рассказ об инженере Глаголеве, который с сыном Борисом сконструировал новый самолет, а потом Борис на нем успешно бил белогвардейцев.
Это была первая картина, снятая на базе двух киноателье, и Иосифа Ермольева, преобразованных в 1-ю и 3-ю фабрики Госкино. Результатом этого объединения и стал впоследствии «Мосфильм». Но прежде, чем за киностудией окончательно закрепилось легендарное название, ее неоднократно переименовывали — называли «Совкино», «Союзкино», «Росфильм», «Союзфильм» и даже «Москинокомбинат». И только в 1936 году киностудия официально стала «Мосфильмом».
А саму фабрику грез — киногородок на Воробьевых горах — заложили в 1927-м. В некотором смысле аналогом этого киногорода был Голливуд, с которым познакомились молодые режиссеры , и оператор Тиссэ во время поездки США в 1920-е годы. Идея была в том, чтобы собрать разбросанные по Москве кинопроизводства — от подготовки сценариев до выпуска кинокартины в прокат — вместе, чтобы возникла настоящая фабрика фильмов — основа национальной киноиндустрии. В Европе таких не было.
Среди снятых в первые годы работы «Мосфильма» — легендарные «Броненосец „Потемкин“» и «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, «Государственный чиновник» . В 1931 году наступила новая эпоха звукового кино — первой картиной для советского зрителя стала «Путевка в жизнь» Николая Экка. Буквально сразу в СССР возник огромный интерес к музыкальным картинам. «Цирк» и «Волга, Волга» Григория Александрова, народные комедии «Богатая невеста» и «Трактористы» Ивана Пырьева стали любимыми фильмами миллионов, а исполнительницы главных ролей и  — первыми советскими кинозвездами.
Однако только что построенный киногород стремительно устаревал: павильоны проектировались в эпоху немого кино, об акустике и звукоизоляции никто не думал. Помещения нуждались в срочной модернизации. Но провести ее удалось не скоро.
Сороковые роковые
Планы кинематографистов перечеркнула война. Стремительное наступление гитлеровских армий поставило под вопрос завершение работы над картинами, начатыми в мирное время. Например, над фильмом «Свинарка и пастух», ставшим впоследствии настоящим хитом. Иван Пырьев успел даже записаться добровольцем на фронт, но в последний момент его вернул лично Сталин, приказавший выпустить комедию на экраны. Картина была сдана в октябре 1941-го, когда немцы подступали к Москве.
Вскоре «Мосфильм» эвакуировали в Алма-Ату. Но уже в 1943 году киногород на Воробьевых горах стал оживать, возвращались съемки, был снят первый в СССР цветной фильм « — русский матрос».
Всего за время войны «Мосфильм» снял 30 художественных фильмов, среди которых был и «» Сергея Эйзенштейна.
Символ «Мосфильма», памятник «Рабочий и колхозница», в качестве заставки впервые появился в картине Григория Александрова «Весна» 1947 года. Для этого использовалась не оригинальная скульптура, а ее метровая копия, изготовленная специально для этой цели самой же Мухиной.
Среди главных картин 1940-х — «Светлый путь» и «Встреча на Эльбе» Григория Александрова, «Сердца четырех» , «Секретарь райкома» и «Кубанские казаки» Ивана Пырьева, «Жди меня» и , «Повесть о настоящем человеке» Александра Столпера.
Пятидесятые: расцвет
Первая половина пятидесятых стала самым трудным временем для советского кино: выпускались считаные фильмы. Только со смертью Сталина в 1953-м наметилось оживление.
К 1959 году выпускалось уже до 25 картин в год. Именно тогда были сняты признанные советские шедевры. Награды в Канне и Венеции получили «Попрыгунья» , «Летят журавли» , «Сорок первый» и «Баллада о солдате» .
Зрителям запомнился и вышедший на экраны летом 1959 года фильм «Аннушка» по сценарию драматурга Эфраима Севелы — о судьбе женщины, потерявшей на войне мужа и вырастившей троих детей. Картина стала одной из первых драматических киноролей Ирины Скобцевой, в фильме снялась .
Шестидесятые: оттепель
Шестидесятые стали переломным временем и эпохой больших надежд, принесшей в кино новые имена. Именно тогда «Мосфильм» выпускает свои лучшие картины.
снял фильм-манифест «Девять дней одного года», где аскетизм художественных средств возведен в принцип, а предметом исследования стали «игры просвещенного разума». Он открыл актеров нового типа — , , : на смену физической силе героев пришли мощь интеллекта и аналитической мысли.
Фильм «Еще раз про любовь» по пьесе с  (Наташа) и  (Евдокимов) стал невероятно успешным. Историю трагической любви бортпроводницы и физика посмотрели около 40 миллионов зрителей.
Именно в шестидесятые на «Мосфильме» были сняты «Сережа» (, ), «Девчата» (), «Девять дней одного года» (Михаил Ромм), «Друг мой, Колька» (), «Бриллиантовая рука» и «Пес Барбос и необычный кросс» (), «Гусарская баллада» (), «Иваново детство» (), «Я шагаю по Москве» (Георгий Данелия), «Война и мир» (), «Белое солнце пустыни» () и другие известные ленты.
Семидесятые: все идет по плану
К 50-летию «Мосфильма» на Воробьевых горах располагался крупнейший в Европе киногород с 13 павильонами, в нем трудились более пяти тысяч человек, выпущено 1200 фильмов, получено 166 призов на международных фестивалях и 32 приза на национальных.
Только здесь могли в считаные дни построить средневековый замок или космический корабль, раздобыть фазаньи перья или искусственные глаза.
Кинофабрика работала по единому госплану: выпустить столько-то фильмов о рабочем классе, столько-то о трудовом крестьянстве, столько комедий, столько исторических картин. И выпускала. А вместе с тем на «Мосфильме» снимали и настоящие шедевры.
На экраны выходит «Солярис» Андрея Тарковского по мотивам романа Станислава Лема об этических проблемах человечества. Главные роли исполнили и . Фильм станет обладателем Гран-при Каннского кинофестиваля.
Тогда же Леонид Гайдай снимет «Двенадцать стульев» — экранизирует роман и . Фильм с  в роли и  в роли Кисы Воробьянинова станет лидером советского кинопроката в 1971 году — 39,3 миллиона зрителей.
В то же время сняты «Помни имя свое» , «Невероятные приключения итальянцев в России» Эльдара Рязанова, «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «Романс о влюбленных» , «Дерсу Узала» .
Восьмидесятые: на сломе эпох
80-е годы прошлого века запомнились ожиданием перемен и рождением знаменитой картины «Москва слезам не верит»  — абсолютного лидера проката и лауреата премии «Оскар». В Советском Союзе ее посмотрели 84,4 миллиона зрителей.
В то же время снимаются производственные драмы, такие как «Факты минувшего дня» по роману Юрия Скопа «Техника безопасности». Речь в ней идет о конфликте между директором и главным инженером заполярного горнодобывающего комбината, и больше всего она запомнилась потрясающим созвездием актеров: в ней сыграли , , , Александр Абдулов, , , , , , , , , и другие.
Именно в те годы кино впервые отреагировало на появление нового поколения — ответом стали «Плюмбум, или Опасная игра» и «Курьер» . Тогда же он снял «Мы из джаза» с  и , а также «Зимний вечер в Гаграх».
Среди лучших фильмов 1980-х — «О бедном гусаре замолвите слово» и «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова, «Любимая женщина механика Гаврилова» , «Родня» , «Ностальгия» Андрея Тарковского, «Чучело» , «Любовь и голуби» Владимир Меньшова, «Кин-дза-дза» Георгия Данелии, «Асса» .
С трудом пережившую лихие девяностые киностудию удалось сохранить, закупить оборудование и вывести на современный технический уровень. Сейчас славная история продолжается: в 2018-м мощности киноконцерна задействованы в производстве 86 картин. Впереди строительство еще одного съемочного павильона и современного киноконцертного зала. По завершении проекта, который не предполагает привлечения средств из госбюджета, «Мосфильм» изменит внешний облик — станет более современным, сохранив и приумножив то лучшее, что создавалось предыдущими поколениями.
Только цифры
За 94 года работы, с января 1924 года, на «Мосфильме» было создано более 2500 фильмов.
Самыми кассовыми картинами «Мосфильма» стали:
— «Москва слезам не верит», Владимир Меньшов, 1980 год — 84,4 миллиона зрителей;
— «Бриллиантовая рука», Леонид Гайдай, 1969 год — 76,7 миллиона зрителей;
— «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», Леонид Гайдай, 1966 год — 76,5 миллиона зрителей;
— «Экипаж», Александр Митта, 1979 год — 71,1 миллиона зрителей;
— «Щит и меч», Владимир Басов, 1968 год — 68,3 миллиона зрителей.
Видео дня. Советские кинозвезды, умершие в нищете
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео