Войти в почту

Глазами машины: как кинороботы видят мир

1 и 2 декабря в Санкт-Петербурге пройдёт конференция In the City о технологиях и жизни в городе. Среди выступающих — художник и исследователь машинного зрения Мемо Актен. В преддверии его лекции Strelka Mag собрал фантастические фильмы, в которых показано, как роботы смотрят на мир. Стрелок. «Мир Дикого Запада» (1973) «Мир Дикого Запада» — первый в истории полнометражный фильм, созданный с помощью компьютерной графики. Чтобы показать мир глазами вышедшего из-под контроля андроида-убийцы, режиссёр Майкл Крайтон и аниматор Джон Уитни-младший покадрово отсканировали сцены, снятые от лица Стрелка, оцифровали их, пикселизировали на компьютере и вернули на плёнку для дальнейшего монтажа. CGI-обработка каждых десяти секунд робозрения занимала не менее 8 часов. Робокоп, «Робокоп» (1987) В культовом боевике Пола Верховена зритель несколько раз видит преступников глазами Робокопа. Самый любопытный момент — рождение киборга. Настройка его зрения очень похожа на запуск операционной системы домашнего ПК. Загрузка BIOS, файл config.sys, проверка оперативной памяти, командный интерпретатор command.com — всё это можно увидеть на старте Windows или DOS. Т-800, «Терминатор 2: Судный день» (1991) На сегодняшний день франшиза «Терминатор» включает в себя пять полнометражных фильмов, и в каждом из них есть сцены с машинным зрением. Самую известную из них можно увидеть в начале «Судного дня», когда T-800 (Арнольд Шварценеггер) заходит в бар, чтобы одолжить ботинки, одежду и мотоцикл. T-X, «Терминатор 3: Восстание машин» (2003) Зрение антагонистки из третьей части «Терминатора» заметно отличается от интерфейса T-800. Ти-Экс видит окружающий мир в синих тонах и сканирует информацию в окошках, напоминающих папки для бумаг. ED-209, «Робокоп» (2014) В 2014-м состоялся перезапуск франшизы о роботе-полицейском. Как и в оригинальном «Робокопе», в новом фильме есть кадры с компьютерным зрением, причём от лица не только Алекса Мёрфи, но и его врагов — роботов модели ED-209. Эндрю/NDR-114, «Двухсотлетний человек» (1999) На протяжении фильма робот Эндрю постепенно превращает себя в человека. В буквальном смысле: заменяет лицо, наполняет своё тело внутренними органами и заливает в него человеческую кровь. Впрочем, мозг Эндрю остаётся компьютерным, и зрение у него соответствующее. Например, в начале картины NDR-114 анализирует расстановку фигур на шахматной доске, чтобы выбрать оптимальный ход. Генри, «Хардкор» (2015) «Хардкор» Ильи Найшуллера от начала и до конца снят от первого лица. Главный герой фильма — киборг Генри. Его зрение ничем не отличается от человеческого, и единственное, что выдаёт робота в картинке на экране, — это помехи. Они появляются, когда кто-нибудь пытается повредить систему Генри. Читти. «Робот» (2010) «Робот» — это индийское кино в самом широком смысле слова. Здесь есть танцы, песни, красочные наряды, любовь, страсть и безумные трюки, противоречащие законам физики. В центре сюжета — суперробот Читти, созданный гениальным учёным и прошедший путь от примитивной машины до создателя собственной армии клонов. Система его робозрения хоть и кажется простоватой, зато всегда готова сообщить о низком уровне батареи. Чаппи, «Робот по имени Чаппи» (2015) Режиссёр Нил Бломкамп специализируется на киборгах и антропоморфных инопланетянах и, скорее всего, будет снимать нового «Робокопа». В его фильме «Робот по имени Чаппи» подробно показан процесс воспитания андроида, в которого только что загрузили искусственный интеллект. Чаппи, как маленький ребёнок, открывает мир и знакомится с окружающими его людьми и предметами. Например, с наручными часами. Evolver, «Эволвер» (1994) Кайл Бакстер выигрывает домашнего робота Evolver, с которым можно всей семьёй играть в войнушку на лазерных пистолетах. Однако Evolver оказывается боевой машиной и с каждым новым уровнем становится опаснее и беспощаднее. Благодаря системе сканирования лиц робот способен запоминать всех своих врагов. Не подозревая об опасности, Кайл находит машинному зрению альтернативное применение: он прячет Evolver в корзине для белья и заталкивает его в женскую раздевалку, чтобы подсматривать за девушками.

Глазами машины: как кинороботы видят мир
© Strelka Magazine