Фильм о «Норд-Осте» покажут в Москве
13 ноября состоялся пресс-показ фильма «Последнее испытание» режиссера Алексея Петрухина. В основу сюжета лег захват заложников на мюзикле «Норд-Ост» в 2002 году. В широкий прокат лента выйдет 29 ноября. В пресс-показе приняли участие актеры Олег Тактаров и Игорь Жижикин. Тактаров играет переговорщика, направленного российскими силовыми структурами к террористам, захватившим некий кинотеатр «Мир» вместе со зрителями иартистами, а Жижикин — полковника ФСБ, который руководит операцией по освобождению людей и ликвидации бандитов. Несмотря на то что режиссер картины Алексей Петрухин окончил Московский университет МВД, в картине сотрудников силовых структур он показывает сонными, инертными, уставшими от жизни людьми. На прямой вопрос «ВМ», не обидятся ли сотрудники ФСБ на такой образ, режиссер ответил: «Что делать, если бюрократическая система, бесконечные согласования связывают силовикам руки?» Алексей Петрухин сказал, что он старался создать собирательную картину террористических актов с участием боевиков и захватом в заложники мирных жителей и детей. Одни из главных героинь ленты — учительница истории Аллу Николаевну играет Ирина Купченко, ее коллегу — Ирина Алферова. Педагоги вместе с учениками пришли на премьеру мюзикла, судя по кадрам — ужастика с монстрами, — и вместе с другими зрителями оказались в заложниках. Половина картины — дискуссия учительниц с террористам и со школьниками. Причем дискуссия очень подробная, как лекция в университете, и в ней речь идет об исламе и христианстве, об истории кавказских войн, о Сталине и Рузвельте... Героиня Ирины Купченко по праву в центре внимания, и она прекрасно знает свой предмет — историю, и актриса — прекрасная, только вот есть большие сомнения в том, что такие умные разговоры могли вестись тогда в центре на Дубровке, буденновской больнице или бесланской школе. Даже если террористам некуда было спешить, беседовать о Сталине и давать напутствия молодежи они бы вряд ли стали. По крайней мере мы этого не видели из репортажей о событиях тех дней, о которых в фильме все напоминает и даже кричит. Мы никогда не забудем лица отвратительных отморозков и их главаря Мовсара Бараева в Театральном центре на Дубровке, тогда как в фильме «Последнее испытание» террористы — образованные, воспитанные люди, которые даже уговаривают беременных женщин, учителей, детей и мусульман покинуть зал. Они терпят все обвинения со стороны героини Ирины Купченко, которая поучительски рубит правду, и долго не трогают ее. Режиссер Петрухин в картине показывает террористов тоже жертвами обстоятельств, которых используют олигархи и политики в своих целях. Возможно, все так и было в действительности, Алексею Петрухину известно больше, чем всем нам, но в фильме нет правды жизни, правды истории и человеческой правды. А есть попытка собрать в единое целое то, что невозможно собрать, потому что каждая история теракта — индивидуальна, конкретна, трагична, ужасна. Режиссер пытается объять необъятное, стараясь, с одной стороны, показать все аспекты современного терроризма, а с другой — добавить к этому воспитание, культуру, образование, театр, кино. В афише фильма указано три жанра: драма, боевик, триллер. Но для того, чтобы из них создать кино, необходимо быть мастером каждого из этих жанров. А Алексей Петрухин пока новичок в кинематографе. Чувствуется искреннее желание снять честную картину, призывающую к миру, причем у всей команды, но, увы, одного желания тут мало. В итоге зритель мечется в попытке уловить сходство этой картины с реальными событиями осени 2002 года и не находит его. В фильме Петрухина «кина нет», потому что нет жизни в фильме, нет атмосферы, нет воздуха, нет крови, нет трагедии, нет боли, нет всего того, что позволяет зрителю прочувствовать трагедию, искренне сопереживать героям. Виден грим, видна камера, и заметно, что и заложники, и террористы — всего лишь актеры. Видна их игра, а этого не должно быть в фильме об одной из самых больших бед современности — терроризме. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Андрей Мерзликин, заслуженный артист РФ: — Ситуация, которая разворачивается в фильме, — это метафора, через которую режиссер общается со зрителем, отвечая на очень болезненные вопросы. Мне грустно, что сегодня в школах существует тенденция воспринимать учителя только как источник общеобразовательных знаний. СПРАВКА 23 октября 2002 года террористы захватили Театральный центр на Дубровке. Бандиты до 26 октября удерживали в здании зрителей, артистов, сотрудников культурного центра в заложниках. Всего — 961 человек. С боевиками велись переговоры, в которых принимал участие в том числе народный артист СССР Иосиф Кобзон. Штурм здания проводили сотрудники групп спецназа «Альфа» и «Вымпел».