Алиса Селезнева и все, все, все: 10 лучших отечественных экранизаций фантастики и фэнтези

Новый российский фантастический фильм перенес на экран одноименный роман . Получилось не очень. А кто в нашей стране удачно экранизировал такие книги? Давайте вспомним десятку лучших отечественных экранизаций фантастики и фэнтези.

Источник: Фильм.ру

Видео дня

«Большое космическое путешествие» (1975)

Жанр: мелодрама / семейный / фантастика. Режиссер: . В ролях: , , , Люсьена Овчинникова, .

«Космическая одиссея 2001 года» не шла в советском прокате, но «хорошие люди» могли ее посмотреть. Одним из таких людей был знаменитый детский писатель , который в 1970 году, через два года после премьеры легендарного фантастического фильма, сочинил пьесу «Первая тройка, или Год 2001-й…», где речь шла о школьниках, летящих в космосе и попадающих в смертельно опасную передрягу.

Пять лет спустя Валентин Селиванов снял замечательный фильм по мотивам «Первой тройки». Эта лента среди прочего подарила русскому языку фразу «Спокойно, Маша, я — Дубровский» (речь идет о пушкинских персонажах, но у Пушкина такой фразы нет).

«Он — дракон» (2015)

В основу недавней романтической фэнтези-ленты Индара Джендубаева лег роман Сергея и «Ритуал». Фильм рассказал о любви знатной княжны и дракона-оборотня, которому суждено похищать и убивать девушек.

Лента провалилась в отечественном прокате и не смогла окупиться даже за счет китайских зрителей, хотя в Поднебесной у нее нашлось немало поклонников. Но коммерческое фиаско не делает кино хуже. Оно лишь показывает, что фильм не нашел свою публику.

«Гостья из будущего» (1985)

В 1978 году (он же Игорь Можейко) опубликовал шестую книгу из длинного цикла о приключениях , школьницы из недалекого коммунистического будущего. Повесть «Сто лет тому вперед» рассказывала о путешествии Алисы в прошлое (то есть в Москву 1970-х) и о ее знакомстве с советскими ровесниками.

Несколько лет спустя началась работа над коротким телесериалом «Гостья из будущего», который стал сверхпопулярным сразу после премьеры. Исполнительница главной роли Наташа Гусева превратилась в национального кумира. Сейчас «Гостья» смотрится совсем не так, как тридцать лет назад, но это все еще очень обаятельное зрелище, которое вызывает приступы ностальгии.

«Планета бурь» (1961)

Писатель-фантаст в 1959 году опубликовал повесть «Планета бурь», а уже два года спустя зрители увидели экранизацию Павла Клушанцева. Причем лента попала далеко не только в советский прокат. Фильм о драматичной экспедиции на Венеру увидели даже в США.

Правда, продюсерская компания перемонтировала картину, переименовала персонажей и даже актеров (!) и добавила новые сцены. Кстати, в Америке ленту переделывали два раза. Второй раз этим занимался будущий известный режиссер Питер Богданович, который добавил в «Планету» кадры с полуголыми девушками. Мол, какая же фантастика без соблазнительных красоток!

«Человек-амфибия» (1961)

В основу опубликованного в 1928 году романа «Человек-амфибия» была положена французская книга со схожим зачином — ученый пересаживает ребенку жабры вместо легких. Но если в капиталистическом романе главные герои пытаются поработить человечество (человек-рыба пускает ко дну корабли, а его создатель предъявляет грозные ультиматумы), то в советской книге Ихтиандр — добродетельный персонаж, и злодеями оказываются совсем другие, консервативные люди.

В 1961 году популярнейшая книга удостоилась экранизации в исполнении режиссеров Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева. Новаторские для своего времени подводные съемки и обаятельнейший актерский дуэт Владимира Коренева и Анастасии Вертинской сделали картину одной из главных советских романтических лент.

«Тайна третьей планеты» (1981)

Мы редко смешиваем игровые и рисованные фильмы в одном перечне, но мультфильм «Тайна третьей планеты» Романа Качанова достоин стоять в одном ряду с шедеврами нашего кино. Эта великолепная, разошедшаяся на цитаты картина основана на повести Кира Булычева «Путешествие Алисы». Она рассказывает о том, как Алиса Селезнева вместе со своим отцом-космобиологом отправляется на поиски животных для зоопарка и по пути побеждает космических пиратов.

«Убить дракона» (1988)

Жанр: драма / фэнтези. Режиссер: . В ролях: Александр Абдулов, , , , .

Из всех замечательных фильмов Марка Захарова «Убить дракона» ближе всего к содержанию нашего хит-парада. Поэтому он в него попал и занял почетное место. Картина вдохновлена фэнтези-пьесой «Дракон», в которой героический рыцарь обнаруживает, что убийства дракона совершенно недостаточно, чтобы спасти людей от его власти. Ведь к рабству и насилию можно привыкнуть, и тогда свобода будет казаться опасной и ненужной. Картина снята в постмодернистском ключе на стыке фэнтези, фантастики, притчи и горькой комедии.

«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

Одна из лучших советских фарсовых комедий была снята на основе пьесы «Иван Васильевич». В фильме Леонида Гайдая инженер-изобретатель создает машину времени, в результате чего попадает в советскую Россию, а управдом Бунша — в царские палаты. Лента получилась не только уморительной, но и сатирической, едко покусывающей советские нравы и взгляды на прошлое. Когда фильм попал в прокат, его посмотрело более 60 миллионов зрителей. «Иван Васильевич» стремительно разошелся на цитаты, и их до сих пор можно услышать в разговорах.

«Собачье сердце» (1988)

Замечательную фантастическую повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» можно трактовать по-разному — совершенно не обязательно так, как в телефильме Владимира Бортко. Но эта яркая картина столь удачна и столь известна, что противоречить ей в трактовке Булгакова так же трудно, как идти против ветра. Отлично подобранные актеры и великолепная адаптация текста сделали ленту Бортко эталоном отечественной экранизации в любом жанре.

«Солярис» (1972)

Можно ли назвать картину Андрея Тарковского удачной экранизацией? Автор романа «Солярис» так не считал. Он полагал, что режиссер слишком далеко отошел от философии книги в сторону близких ему лично суждений и переживаний. Однако именно благодаря тому, что Тарковский пропустил «Солярис» через себя, он смог создать потрясающее фантастическое кино, которое удостоилось Гран-при Каннского кинофестиваля и считается одним из лучших кинопроизведений своего жанра. В «Солярисе» рассказывается об исследовании разумного мира, который читает мысли землян и материализует их воспоминания.

Фильмы, Черновик, Сергей Образов, Марина Дяченко, Владлен Давыдов, Мила Берлинская, Игорь Сахаров, Кюнна Игнатова, Геннадий Вернов, Ольга Мелихова, Наталья Мурашкевич, Юрий Волынцев, Юрий Саранцев, Владимир Кенигсон, Всеволод Ларионов, Роджер Корман, Павел Клушанцев, Илья Наумов, Алексей Фомкин, Нина Русланова, Наталья Селезнева, Владимир Толоконников, Валентин Селиванов, Владислав Дворжецкий, Вячеслав Невинный, Индар Джендубаев, Владимир Дружников, Михаил Кононов, Владимир Чеботарев, Ирина Громова, Георгий Жженов, Владимир Емельянов, Анастасия Вертинская, Юри Ярвет, Михаил Козаков, Борис Плотников, Николай Гринько, Геннадий Казанский, Роман Качанов, Станислав Любшин, Донатас Банионис, Савелий Крамаров, Владимир Коренев, Петр Романов, Кир Булычев, Олег Янковский, Станислав Лем, Павел Иванов, Александр Казанцев, Александра Захарова, Евгений Евстигнеев, Павел Арсенов, Александр Демьяненко, Леонид Куравлев, Алиса Селезнева, Александр Беляев, Владимир Бортко, Юрий Яковлев, Наталья Бондарчук, Стэнли Кубрик, Николай Симонов, Марк Захаров, Матвей Лыков, Мария Поезжаева, Евгений Шварц, Евгений Леонов, Сергей Лукьяненко, Иван Грозный, Сергей Михалков, Леонид Гайдай, Вячеслав Тихонов, Михаил Булгаков, Андрей Тарковский