"Поскользнулся - упал. Очнулся – гипс". К юбилею великой кинокомедии
1968-й год Леонид Иович Гайдай встречал, будучи успешным у зрителя и обласканным прессой и Госкино режиссером. Ему было всего лишь 45, а слава "Операции Ы и других приключений Шурика", "Кавказская пленница" уже сопровождала его везде. Пройдет 30 лет, и его комедию "Бриллиантовая рука" назовут лучшей в стране за 100 лет существования жанра. И, пожалуй, с этим нельзя не согласиться. Жизнь сама дарит сюжеты. Прочитав о том, как в благополучной Швейцарии злодеи-контрабандисты спрятали в гипс украденные сокровища, сценаристы Яков Костюковский и все тот же Леонид Гайдай во мгновение ока состряпали такое "нарочно не придумаешь", что цензоры руками всплеснули. Такого на советских экранах еще не было. Чтобы и комедия - причем криминальная, и боевик - к тому же смешной, да вдобавок немного триллер. К тому же, не без пикантности. Конечно, споров было много: мол, милиция слишком карикатурно показана, пьянка (да еще какая!) в самой середине фильма; а управдом вообще какой-то "неправильный" - не друг человека, а…ходячий нонсенс. И что это за фамилия такая – Плющ? Особенно много вопросов было, разумеется, к Светлане Светличной, которая показала формы столь соблазнительные, что впору было задуматься: а не ограничить ли фильм по возрасту. Но режиссеру снова повезло, и сцену пропустили. Только пела не Светличная, а знаменитая в те годы Аида Ведищева. Она же пела в "Кавказской пленнице" про белых медведей вместо Натальи Варлей. Фото: youtube.com И хотя реплики " Как говорит шеф, главное в нашем деле – социалистический реализм" и "Партию и правительство оставили на второй год" все же пришлось убрать, зато все песни, написанные талантливейшим Александром Зацепиным остались. Хотя, казалось, ни один из членов худсовета так и не понял - что же это за дикари, что живут на том самом острове, которого нет на карте. И уж тем более досталось несчастным и насквозь эгоцентричным зайцам, про которых пел Никулин, и которым по правде сказать, и до сих пор ну совершенно "все равно". Но в конце концов на сценарной книжке фильма поставили жирную печать: одобрено, и начались пробы. Пробовали всех. Лишь на роль Семы Павлика изначально был утвержден Юрий Никулин (немедленно угадывалась "пятая графа" - вот почему Нонна Мордюкова произносит фразу "Я не удивлюсь, если ваш муж ходит в синагогу" , которую потом заменили ситуацией с "любовницей"). Сема Павлик стал в процессе съемок вначале С.С. Тимошкиным, а потом и вовсе Семен Семеныч Горбунковым. Но менее смешно от этого не стало. Чутье Леонида Гайдая, вообще, сложно было обмануть. Услышав, как Андрей Миронов поет "Остров невезения" Гайдай окончательно понял, что на роль Гоши Козодоева нужно утверждать его, а не Георгия Вицина. Вицин был уникален, но… зацепинский шлягер никак не вписывался в круг его амплуа. Фото: youtube.com Так в нашем кино появился обаятельный авантюрист-прохвост в супермодном нейлоновом костюме. В 40-градусную жару Гоша (Миронов) носился по закоулкам Баку, отлавливая закадычного друга Сему (Никулин). У них получалось честно, правдиво, аутентично. Не просто франт, а самый настоящий фат Козодоев (с тросточкой в руках) только так и должен был быть одет - с иголочки и по самой последней моде. Мажор эпохи соцреализма. Что такое был нейлоновый костюм в конце 60-х… А сколько он стоил!.. Словом, это была не просто команда, а настоящее созвездие знаменитостей: Анатолий Папанов, Станислав Чекан, Нина Гребешкова, Роман Филиппов… И вся семья Никулиных – жена Татьяна и сын Максим… И даже Андрей Файт в эпизоде – нет, такое удавалось только Гайдаю! Говорили поначалу, что и снимать будут за границей, но решили – в Баку. Особенно много снимали во дворце Ширваншахов из списка ЮНЕСКО (его постройки напоминают целый квартал). А сегодня Баку уже вполне себе заграница. Но и там бережно и с почтением относятся к советскому хиту. Так, на том самом месте, где однажды растянулся Семен Семеныч Горбунков – в районе Ичери-Шехер процветает ресторан "Черт побери!" - с восковыми фигурами участников знаменитого эпизода. Снимали и в Сочи, и в Новороссийске – и там тоже Семену Семёновичу стоят памятники в полный рост. Фото: youtube.com В январе 68-го съемки начались, а в ноябре фильм уже вышел на экраны. Успех был умопомрачительный. Спустя 30 лет по фильму сняли ремейк. Но, конечно, затмить неповторимый оригинал ему не удалось. Недаром советский фильм в первый год показа посмотрело почти 80 миллионов человек. А уж сколько после – не счесть.