Войти в почту

«Король вне закона»: неоднозначная попытка Дэвида МакКензи снять своё «Храброе сердце»

Неровный исторический эпик, который одновременно спас и погубил энтузиазм его создателя. Король вне закона Роберт Брюс крупный шотландский лорд, который в освободительной войне Уильяма Уоллеса против Англии, как и многие другие, сдаётся и присягает британскому королю. Но когда Уоллеса убивают и по всей стране вспыхивают единичные мятежи, Брюс решается вести за собой новое сопротивление английской тирании. Но не все шотландцы поддерживают его восстание вскоре у Роберта появляются враги с обеих сторон, и он, со своей жалкой армией против имперской машины, должен придумать, как победить. Кадр из фильма «Король вне закона» После успеха неовестерна "Любой ценой" Дэвид МакКензи режиссёр, до этого снимавший неплохие, но совершенно не выдающиеся драмы, наконец получил шанс осуществить свой давний замысел. Снять исторический эпик: жёсткий, кровавый, масштабный. Рассказать миру о Роберте Брюсе человеке, который когда-то продолжил дело Уильяма Уоллеса и даровал Шотландии свободу. В "Короле вне закона" ясно чувствуется этот специфический вайб "проекта мечты" какая-то удивительная внутренняя энергия, сочащееся из каждого кадра желание сделать красиво, прыгнуть выше головы. МакКензи уже с первой сцены настраивает зрителя особенно тех, кто видел его предыдущий фильм, что в этот раз он доведет все свои режиссёрские "фишки" до пика возможностей. Поэтому если "Любой ценой" открывался красивой, сложно поставленной панорамой, то в "Короле вне закона" та же панорама, только раз в пять сложнее и проработаннее. Кадр из фильма «Король вне закона» Это желание непременно сделать из фильма magnum opus одновременно его главный недостаток и главное достоинство. С одной стороны, уж слишком много ошибок совершает МакКензи, чтобы так легко прощать ему слепой энтузиазм, особенно часто даёт о себе знать его проблемный, переписанный пять раз сценарий. Вот героиня Флоренс Пью, будто прилетевшая в фильм из века эдак девятнадцатого, начинает выдавать заумные философские речи, пока остальные в основном рычат и скалят друг на друга зубы. Вот фильм пытается давить на зрителя смертью героя, которого мы особо и знать не знаем, а, видимо, должны. Есть и откровенные пошлости вроде бегущих по пляжу влюблённых, которые встретились после долгой разлуки. Такую сцену я последний раз видел в "Мадагаскаре", и в серьёзной исторической драме подобное не вызывает ничего, кроме неловкой улыбки. Кадр из фильма «Король вне закона» МакКензи очевидно заинтересован в истории, но его мало занимают люди, её населяющие. Даже главный герой, Роберт Брюс, фильмом воспринимается больше как пешка на доске "великого события", нежели чем его ключевое звено. И это очень обидно, ведь сами образы здесь сплошь стопроцентные попадания. В глазах Криса Пайна вся тоска мира вперемешку с отчаянной жаждой мстить. Звериный рык безумного Аарона Тейлор-Джонсона даже самого непробиваемого скептика заставит поверить, что парень давно перерос сладкие инди-драмы и саркастичную супергероику. Единственное исключение здесь принц Уэльса Эдвард в исполнении молодого Билли Хоула. Эдвард и в "Храбром сердце" был персонажем довольно карикатурным, но тут он вообще порой превращается в злодея из мультиков с вечной слюной у рта, круглыми от возбуждения глазами и не стихающим визгом вместо членораздельной речи. Кадр из фильма «Король вне закона» У фильма попросту нет времени на персонажей слишком много действий и политических интриг надо уместить в скромный по меркам эпика двухчасовой хронометраж. Зря, конечно, МакКензи послушал критиков в Торонто и вырезал из "Короля вне закона" часть материала. Ему бы, наоборот, не помешал ещё час-полтора экранного времени, чтобы у зрителя не было чувства, что его закинули куда-то в середину исторического сериала. Уж если эпик, так эпик, масштаб, так масштаб. Иначе выходят полумеры а они ещё никого до добра не доводили. Кадр из фильма «Король вне закона» Но даже в том неидеальном состоянии, в каком "Король вне закона" дошёл до нас, его совсем не хочется ругать. Во многом из-за того, что это кино по животному простое, очень физическое, словно обходящее разум и работающее в первую очередь на какие-то базовые инстинкты. И никакие заумные речи и сценарные оплошности не способны перебить этот мощный анималистический дух, от которого самому хочется зарычать и побежать в кильте рубить ближайшего англичанина (но делать это мы строго не рекомендуем!). "Король вне закона" к тому же подчёркнуто старомодный: его легко представить эдаким сиквелом "Храброго сердца" (чем, можно сказать, фильм формально и является), работающим по схожим лекалам, разве что чуть менее грамотно их использующим. Он не пытается ничего открыть по крайней мере, вне творческих амбиций его автора, но сейчас, когда время пеплумов и прочих больших исторических драм стремительно сходит на нет, ему этого делать и не нужно. Новое, как говорится, это хорошо забытое старое.

«Король вне закона»: неоднозначная попытка Дэвида МакКензи снять своё «Храброе сердце»
© Фильм.Ру