Войти в почту

Александр Масляков: мне всегда больше нравилось работать, чем «звездить»

На XIX Открытом российском фестивале кинокомедии Аллы Суриковой бессменный руководитель Клуба веселых и находчивых Александр Масляков награжден премией «За вклад в чувство юмора страны». — Александр Васильевич, какие чувства вы испытали, получив эту награду? — Когда наш замечательный комедиограф Алла Сурикова приглашала меня на этот фестиваль, я легкомысленно отнесся к этому, и был неправ. Я ехал в старинный город Тулу, где был всего один раз совсем молодым, а оказался в большой компании выдающихся людей российского кино, культуры, театра. Чувствую признательность ко всем, кто говорил преувеличенные, как мне кажется, но очень приятные слова в мой адрес. И если уж быть совсем откровенным, то чувствовал себя человеком со стороны, несмотря на то, что фестиваль — комедийный. Но меня оправдывает, что я хороший зритель, люблю российское кино и люблю наших актеров. — А вы как-то связаны с миром кино? — Моя судьба много чего хорошего мне подарила, в том числе и встречи с кинематографом. Несколько раз кинорежиссеры приглашали сниматься. Но, как правило, меня звали в кадр изображать самого себя. В 1975-м я снялся в фильме Александра Павловского на Одесской киностудии, и у него впервые на экране изобразил конферансье. Картина эта про приключения героев самодеятельного вокально-инструментального ансамбля «Ар-хи-ме-ды». Там снимался Сергей Иванов, который за два года до этого сыграл «Кузнечика» в фильме «В бой идут одни «старики»». Потом я снялся у автора «Девчат» Юрия Чулюкина, который тоже позвал меня в картину, где я опять-таки изображал человека с микрофоном по фамилии Масляков. А через три года он же меня пригласил на фильм «Как стать счастливым», где главные роли исполняли Николай Караченцов и Лев Дуров. Я сказал ему: «Юра, мне кажется, что мы тему телеведущего исчерпали в предыдущей картине». На что он ответил: «Мне проще пригласить с микрофоном тебя, чем городить какой-то павильон, изображая что-то». Я это понял. Зато теперь имею право сказать, что я на кинофестивале не совсем случайно. — Кавээнщики вас в шутку называют «великим и ужасным», но вас почему-то совсем не берет вирус звездной болезни. — Видимо, потому, что я был уже вполне популярным и узнаваемым мальчиком, когда еще понятий «звездности» и «медных труб» не существовало. А поскольку мне всегда больше нравилось работать, чем «звездить», то я все эти «трубы» не очень-то и помню. — Недавно беседовала с одним из первых кавээнщиков — Александром Филиппенко, который с восторгом рассказывал про КВН, который теперь, согласно расхожей фразе, «уже не тот». А каким был тот? — Записей первых игр КВН практически не осталось, поскольку снимались они на пленку с экранов кинескопа. Да, тот КВН был другой. Но я всегда своим кавээнщикам говорю: «Как живем, так и шутим». Сегодня живем так, завтра — по-другому. Главное, что чувство юмора, как и чувство голода, не атрофируется. Но в КВН есть свои незыблемые правила: у нас вообще нельзя зло шутить над человеком. Даже если он этого заслуживает. Шутки должны быть «экологически чистыми». Главное — чтобы не было грязи! А все остальное — пожалуйста! — А какие комедии вы любите? И над чем сегодня, с вашей точки зрения, смеется Россия? — Если мы сейчас говорим о фильмах Аллы Суриковой, благодаря которой я оказался в Туле, то люблю ее фильмы «Человек с бульвара Капуцинов», «Ищите женщину». Что же касается тем для смеха, то это не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд. Но давайте сформулируем так: слава богу, что Россия продолжает смеяться. Для меня самое главное в каждом сезоне — приход новых кавээнщиков, новых команд. И когда спрашивают, какую из них я больше всего люблю, то отвечаю, что многим командам я благодарен за то, что они вообще вошли в эту реку. Но лучшей игрой и лучшей командой будут те, которые появятся завтра. — КВН обрел в Москве наконец-то свой собственный дом. Нравится ли вам то, как меняется в последние годы столица? — В Москве стало хорошо во многих местах… Я не лукавлю и говорю так не потому, что разговариваю с московской журналисткой, а потому, что так случилось. Идешь или едешь по городу и видишь деревья, которых когда-то не было, замечаешь, что на тротуарах не стоят автомобили. И ощущаешь, что москвичи чувствуют теперь себя хозяевами в любимом городе. СПРАВКА Александр Васильевич Масляков родился 24 ноября 1941 года. Сегодня он заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии «Овация» и «ТЭФИ», академик Академии Российского телевидения, телеведущий, президент Международного союза КВН. КСТАТИ Часто кавээнщики предугадывают важные события. Перед путчем в 90-е одна команда спела: «Чтобы перейти Садовое кольцо, садись на броневик». Через пару дней Садовое вправду стало страшно переходить: по нему пошли танки.

Александр Масляков: мне всегда больше нравилось работать, чем «звездить»
© Вечерняя Москва