Войти в почту

Глава «Союзмультфильма» рассказала о текущих проектах и планах студии

Одним из участников VII Санкт-Петербургского международного культурного форума стала председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащёва. В интервью RT она рассказала о текущих и будущих проектах студии — в том числе о мультфильме про попугая Кешу, новом «Простоквашино» и анимационной картине о детстве Петра Первого и Екатерины Великой. Также Слащёва разъяснила ситуацию с отказом от присутствия студии в развлекательном парке «Остров мечты» и назвала примерные сроки открытия музея на ВДНХ. — Недавно «Союзмультфильму» пришлось в очередной раз отстаивать права на интеллектуальную собственность — я говорю о ситуации с товарным знаком с изображением Бонифация. Как часто происходят подобные инциденты? — К сожалению, студии на каждом шагу приходится сталкиваться с такими ситуациями — ведь на протяжении очень многих лет студия или раздавала, или просто не следила за тем, как распространялись её интеллектуальные продукты и права. Отсюда очень много «пиратства», очень много нарушений прав студии в части использования персонажей. Мы сегодня находимся в процессе, наверное, не менее десяти судебных дел. И порядка десяти на сегодняшний день мы уже выиграли. Каждый раз нам приходится обращаться к правосудию, чтобы отстоять права на наших персонажей. — Бывало ли такое, что судебные процессы заканчивались не в пользу студии? — В мою бытность ещё нет, слава богу. А я уже скоро два года как возглавляю студию. — Проясните ситуацию с отказом от присутствия «Союзмультфильма» в развлекательном парке «Остров мечты». Из-за чего возникли разногласия? — Вопрос чисто коммерческий. Никаких других причин нет. Дело в том, что договор, который заключило предыдущее руководство «Союзмультфильма» с создателями парка, оказался очень невыгоден для студии. На наш взгляд, он был заключён на дискриминационных условиях для «Союзмультфильма» — по сравнению с международными анимационными студиями. Когда мы случайно узнали об условиях, на которых парк заключал соглашения с международными студиями, то вернулись с предложением пересмотреть договор. Организаторы парка не посчитали это для себя возможным и правильным, и мы очень мирно, по-дружески разошлись. — А когда нам ожидать открытие музея «Союзмультфильма» на ВДНХ? — В четвёртом квартале 2019-го — 1-м квартале 2020 года. То есть от начала до конца следующей зимы. Всё зависит от того, как скоро будут завершены строительные работы и насколько быстро мы получим оборудование. Но план таков, что уже через полтора года посетители смогут посмотреть этот музей. — Насколько я понимаю, в здании будущего музея сейчас проводится реконструкция… — Совершенно верно — она только началась. Поэтому к лету должна завершиться сама реконструкция павильона. Я думаю, что к концу лета мы сможем зайти внутрь, чтобы заняться оборудованием и так называемой тематизацией — то есть создать внутреннее убранство, которое превратится в интерактивный музей «Союзмультфильма». — К каким путям ведения диалогов со зрителем XXI века готов «Союзмультфильм»? Мы говорим о таких нестандартных решениях, как, к примеру, создание аккаунта пса Шарика в Instagram. — Таких нестандартных решений будет очень много. Мы, как люди творческие, которые очень много работают — а студия работает почти 20 часов в сутки! — всё время должны находить какие-то нестандартные творческие решения для себя и для коллектива. Думаю, вы ещё много подобных вещей увидите. У нас запланирована очень красивая история с котом Матроскиным. Рассказывать пока не буду, иначе на меня обидятся мои коллеги — они готовят это как специальную новость. Но я приоткрою завесу тайны: в ней примут участие Антон Табаков и кот Матроскин, которого он озвучивает. Это будет некая интерактивная история. Кроме того, мы в этом году делаем очень большую коллаборацию с ГУМом и компанией Bosco. Когда в этом году перед новогодними праздниками вы войдёте в магазин ГУМ, то очень удивитесь. Потому что весь ГУМ, каток и ярмарка на площади будут украшены персонажами «Союзмультфильма». Ёлки декорируют нашими персонажами. Ещё мы делаем коллекцию одежды к Новому году с персонажами студии. Это очень большая и, я думаю, очень знаковая коллаборация для обеих сторон. — В сети появились восемь серий «Простоквашина» из запланированных 30. Уже можно подвести промежуточные итоги. Оправдало ли «Простоквашино» ожидания студии? — На мой взгляд, продолжение «Простоквашино» — это абсолютный успех, безоговорочный триумф студии. И, наверное, первое в истории продолжение, которое может сравниться по популярности и по любви уже современных детей и взрослых со своим прекрасным стартом. На сегодняшний день вышло восемь серий. Восьмая вышла буквально три дня назад и уже набрала за три дня полтора миллиона просмотров на нашем канале YouTube. Все остальные серии, которые вышли месяц или два месяца назад, набрали больше трёх миллионов просмотров. Первая серия собрала больше 25 млн просмотров. Поэтому мы, конечно, очень довольны тем, как идет «Простоквашино». Телевизионные каналы «Карусель» и «Мульт», которые показывают наши серии, показывают их всё время. А очень высокая ротация мультфильма на канале демонстрирует, что у него высокие рейтинги. Мне кажется, это безусловный успех! Надеемся, что все остальные 22 серии, которые мы выпустим в этом сезоне, а также будущие серии, которые мы собираемся производить дальше, также понравятся зрителям. — Помнится, поначалу, после выхода первых серий многие зрители критиковали мультсериал. Учла ли студия их замечания? — Было очень много критики. Первая серия так вообще погрузила нас под массу критики… Из 25 млн посмотревших 12 млн говорили, что это ужасно, что это кошмар. Интересна статистика. Сейчас, на восьмой серии, процент тех, кто ставит дислайк или пишет плохой комментарий, сократился до 5% от 100% посмотревших. «Баба-яга против» в нашем обществе существует всегда. Будут те, кому не нравится, но для нас хорошо, что они есть: потому что они для нас драйвер к изменениям, драйвер к тому, чтобы слышать общество. Мы многое поменяли после первой серии. Я сейчас не буду раскрывать тайн, но мы очень многое услышали из того, что сказали наши зрители. Всю конструктивную критику мы услышали и применили. — Как бы вы оценили итоги проекта «Гофманиада»? Был ли этот фильм успешен в прокате? — Вы знаете, мы не ожидали от него никаких огромных успехов в прокате: понимали, что это артхаусный фильм, фильм не для широкой аудитории, достаточно сложный для восприятия. Посмотреть «Гофманиаду» — это как сходить на сложную выставку в музей. Это изобразительное искусство. Выставки денег не приносят, и мы их не ожидали. Но дело в том, что у этого фильма очень длинная дальнейшая музейно-выставочная судьба. У нас уже на пять лет вперед есть план на музейно-экспозиционную деятельность «Гофманиады» — и на куклы, и на декорации, и на просмотр фильма в рамках показа этих выставок. Поэтому мы думаем, что «Гофманиада» ещё очень много, в том числе и в коммерческом плане, сможет заработать для студии. — Расскажите о планах студии на 2019 год. — Планов много как в части производства контента нашей основной деятельности, так и в части различных мероприятий. А также в третьем нашем направлении, которое мы сейчас тоже считаем для себя очень важным — это направление образовательное. Мы запустили его «Союзмультфильме» недавно, но оно уже двигается с невероятными темпами и очень эффективно. Про производство. В следующем году в прокат выйдут сразу два полнометражных фильма, к которым мы имеем отношение. Один производится «Союзмультфильмом» совместно с киностудией Горького. Это полнометражный анимационный фильм «Суворов», который мы ожидаем в прокате летом. Второй — фильм, где мы выступили сопродюсерами, под названием «Снежная королева». Он выйдет в прокат 1 января 2019 года. На телевизионных каналах появятся по меньшей мере пять телевизионных сериалов «Союзмультфильма» — не считая «Простоквашина». — А на какой стадии находится работа над анимационном фильмом о попугае Кеше? — Фильм о попугае Кеше находится в разработке на самой ранней стадии — создания сценария и, собственно, договорённости с автором Александром Ефимовичем Курляндским о том, как мы могли бы совместно этот фильм произвести. Мы в процессе, но это вопрос не следующего года. Думаю, что где-то через два года мы сможем посмотреть этот фильм. — Ещё вы упоминали о кукольном фильме о детстве Екатерины II… — Это фильм не кукольный, а сделанный в технике 2D, рисованной анимации. Вообще это авторский короткометражный цикл «Сказки императрицы», из которого в текущем году должно быть готово два фильма — о детстве Петра Первого и Екатерины Великой. Они должны выйти, я думаю, к концу этого — началу следующего года. — Как вы оцениваете вероятность отказа «Союзмультфильмом» от государственного субсидирования в ближайшие 2,5 года (эту задачу поставил перед студией министр культуры полгода назад)? — Я думаю, что это вполне возможно. Мы двигаемся невероятно быстрыми темпами с точки зрения роста. И если в эти два с половиной года государство серьёзно будет поддерживать анимацию не в виде той небольшой субсидии, которую мы получаем (и от которой, думаем, сможем отказаться через два с половиной года), а в виде какой-то масштабной поддержки, которая нужна, чтобы туда пришли частные деньги... Понимаете, частные деньги приходят туда, куда идут деньги государственные — это некая гарантия для инвесторов, что они получат обратно свои инвестиции. Поэтому на каждый рубль вложенных государственных денег мы способны привлечь рубль не государственных денег, а частных. Но для этого нам нужно, чтобы объём государственного финансирования увеличился. Если это произойдет, мы, конечно, сможем легко существовать вообще без госсубсидий. Я имею в виду жизнедеятельность. А проекты во всех странах государство поддерживает. Например, скажу я вам, во Франции государство поддерживает анимационные студии на производстве проектов в два раза больше по объёму, чем это происходит в России. — Как «Союзмультфильм» планирует продвигать свои проекты за рубежом? — Мы уже очень многое делаем в этой области. В текущем году «Союзмультфильм» впервые был представлен на Каннском фестивале телевизионных фильмов. И не просто как участник стенда: мы впервые привезли туда все наши проекты, все сериалы (виде первых серий), все полнометражные фильмы (в виде роликов и тизеров, дублированных на английский язык), которые можно было посмотреть целиком. Они были включены в каталог телерынка, который там проходил. По итогам мы получили очень много запросов от международных компаний и на ко-продакшн совместный проектов, и на софинансирование наших проектов, которые им интересны, и на дистрибуцию наших проектов за рубежом. Я думаю, что в ближайшие три года основной наш вектор, кроме развития и производства в России, будет направлен на международные рынки.