Рецензия на фильм “Жена” - один из главных кандидатов на премию “Оскар” этого года
Блеклая драма о том, как талантливая женщина жертвует славой и карьерой ради мужа и семьи. Джоан (Гленн Клоуз) первоклассная писательница, о таланте которой никто не знает. Почти полжизни вся слава за выдающееся творчество достается ее мужу Джо (Прайс), литератору средней руки. Она редактирует его романы, а иногда и даже пишет их с нуля, пока муж возится с домашними обязанностями и воспитанием детей. В пенсионном возрасте Джо присуждают Нобелевскую премию по литературе и просят прилететь в Стокгольм. Недовольная Джоан летит с ним и пытается не поддаться искушению рассказать свою правду биографисту Натаниелю (Кристиан Слэйтер), который, кажется, понял, кто главный писатель в семье. Кадр из фильма Жена Афоризм "За каждым великим мужчиной стоит великая женщина" становится популярным материалом для экранизации после бертоновских "Больших глаз" и прошлогоднего ТВ-хита "Удивительная миссис Мейзел" он перекочевал в "Жену", один из главных oscar bait'ов года. К тому же буквально через неделю до российского проката дойдет картина с теми же вводными, но в антураже XIX века, под названием "Колетт". Вот и "Жена" вроде бы продолжает целый ряд однообразных картин и пытается поднять важные темы гендерного неравенства в вопросах творчества и славы, но даже не думает хоть как-то исследовать проблему. Для наград все равно хватит высокопарного монолога в ненужном флешбэке о том, что в середине ХХ века женщина ничего не сможет добиться в литературе, и это при наследии Вирджинии Вульф и Гертруды Стайн, не говоря уже о здравствующей Айрис Мердок или на худой конец банальном псевдониме. Кадр из фильма Жена Оно и неудивительно: сценарий фильма выглядит как проба пера начинающего театрального драматурга, который решил по-быстрому заработать в кино. Бодрое начало с довольно оригинальным присуждением Нобелевской премии переходит в банальную семейную драму: папа, мама, я дисфункциональная семья. Типажи известны сразу: муж-изменщик, жена-стоик и сын-бездарь, жаждущий родительского одобрения. Последний позже отойдет на второй план, чтобы главные герои разыграли между собой мелодраматичную и вымученную версию "45 лет" Эндрю Хея про старческие секреты. Без капли иронии, с криками, ссорами, бросанием книг, слоу-мо на драматичных моментах и даже смертью после пафосной реплики, взятой, кажется, из пародии на мыльную оперу. Своего апогея глупости (или это великая метаирония понять трудно) фильм достигает, когда Джоан критикует ранний роман мужа за "напыщенные диалоги", а после этого говорит: "То, что я не полюбила твой роман, не значит, что я не люблю тебя!" Спасти падающий в бездну фильм вроде как должны главные актеры практически великие Джонатан Прайс и Гленн Клоуз. Первый, безусловно, хорош, но отыгрывает свою роль на автомате, не стараясь разбавить обычное прочтение сценария психологизмом, как это делает Клоуз. Личная трагедия, спрятанная за преданностью семье, читается в жестах и мимике героини, но первые 2/3 фильма ей мешают флешбэки, добавленные, чтобы хоть как-то придать театральному сценарию вид кино. Они вслух проговаривают все, что она, собственно, и пытается показать лицом, зато финальные сцены дают ей полный карт-бланш. Благодаря ним российский постер фильма получил громкий отзыв "100% 'Оскар' Клоуз", а сама актриса реальные прогнозы на заветную статуэтку. Будет, конечно, обидно, если Клоуз получит награду за не лучшую роль в карьере, но, как известно, накопительный "Оскар" тоже "Оскар", к тому же на полке все равно никто не увидит, за что его дали. С 22 ноября в кино.