Войти в почту

Карен Шахназаров: В кино самое главное - история

Кинорежиссер, сценарист и продюсер Карен Шахназаров поделился со студентами Академии кинематографического и театрального искусств Н.С Михалкова личным опытом, знаниями и умениями. На мастер-классе, который дал руководитель концерна "Мосфильм" побывала и наш корреспондент. «С чего правильно молодому продюсеру начинать и каких ошибок следует избегать?» - первый вопрос который задали слушатели мастеру. Карен Георгиевич самым подробным образом ответил на этот вопрос еще и потому, что, по его словам, «сегодня продюсер в кино - важнее и главнее режиссера». Шахназаров заметил, что «продюсер - продюсеру рознь, и между серьезным продюсером и продюсером на фильм или два фильма, - дистанция огромного размера». Из рассказа Карена Шахназарова о серьезной, честной продюсерской деятельности вытекал вывод, который сегодня не совсем популярен: «В кино должны работать профессионалы, а не дилетанты». Не популярен, потому что продюсерской деятельностью в последнее время занимаются все, кому не лень, и такая деятельность сводится к одному - поиску, а скорее, добыче денег у государства и олигархов: - Серьезный продюсер должен знать процесс создания фильма до мельчайших деталей и нюансов. Это включает технологию производства, операторский цех, строительство декораций, процесс организации съемок, работу с актерами, со звукорежиссерами и знание всей техники, используемой в мировой киноиндустрии. Если имеется какой-то пробел в знании, то продюсер окажется в роли глупца, которого все обманывают, - объяснял Карен Георгиевич. В качестве примера он рассказал о своем первом серьезном продюсерском опыте - фильме «Звезда» по повести Эммануила Казакевича: - Я начал заниматься продюсерской деятельностью именно серьезно, когда возглавил «Мосфильм». Нашему концерну принадлежит уникальный парк военной техники, и после перестройки он совершенно не использовался. С начала 90-ых годов фильмов о Второй Мировой войне не снималось. Стал искать литературный материал для военной картины. Вспомнил повесть Эммануила Казакевича «Звезда», которая меня давно привлекала именно своей кинематографичностью и наличием хорошей истории. Нашел сценариста - сначала Евгеньева Григорьева, а потом привлек своего друга Александра Бородянского. Отдельная тема - умение продюсера читать сценарии. Поскольку я сам - сценарист, и к тому же человек довольно начитанный, то умею это делать. Дальше начал искать режиссера. Была мысль пригласить знаменитого мастера, даже Станислава Говорухина, но, поразмыслив, я от нее отказался потому, что не хотел снять копию еще одного советского фильма о Великой Отечественной. Молодые режиссеры по-другому видят мир, историю, и по-своему снимают... Выбор пал на тогда новичка в кино - Николая Лебедева. Из его двух первых, прямо скажу «ученических фильмов», я все-таки увидел, что он чувствует экран и обладает магией режиссера. Очень важно выбрать оператора, который идеально снимет именно этот материал. Поскольку я - не новичок в кино, то понимал, что для военного фильма не нужны операторы-эстеты - такие как Урусевский или Рерберг, а нужен техничный, мобильный оператор, умеющий снимать батальные сцены. И я утверждал артистов, - объяснял Карен Шахназаров. Карен Георгиевич акцентировал внимание на самой большой проблеме современного кинематографа - отсутствии хороших сценариев: - В кино самое главное - история. В Америке часто берут литературные произведения и экранизируют. Но в нашей литературе, включая классику, во-первых, слишком много размышлений о вечном, во-вторых, недостаток захватывающих жизненных историй. Кино - это не великие мысли, не философия, а жизнь. Недавно я читал хороший роман, в котором 70 страниц текста и никакого действия. Этот роман не годится для кино. В кино герой должен действовать, совершать поступки, что-то делать, а не копаться в себе, сидя на одном месте, - объяснял Карен Шахназаров. В конце мастер-класса слушатели Академии Михалкова поблагодарили Карена Шахназарова за то, что «при его руководстве была восстановлена легендарная киностудия «Мосфильм», и что сегодня она помогает молодым режиссерам снимать первые фильмы, предоставляя большие скидки»: - Мы всегда рады помогать и давать работу молодежи, - заметил Карен Шахназаров. Он дал совет молодым - учиться кино на практике: - Я сам начинал ассистентом режиссера, и этот опыт мне очень много дал. Начинал с низов, и так должно быть в кино. Зато сейчас я знаю все о кино, - резюмировал Карен Шахназаров.

Карен Шахназаров: В кино самое главное - история
© Вечерняя Москва