Войти в почту

Бернардо Бертолуччи. Не стало великого режиссера-провокатора

Бернардо Бертолуччи шел 78 год. Его близкое окружение не делало особой тайны из состояния его здоровья, Маэстро тяжело болел. Тем не менее, надежда на поправку, пусть и призрачная, сохранялась. Но 26 ноября Италия ахнула и остановилась на миг движении: Бертолуччи не стало. И не обязательно быть поклонником кино, чтобы понимать - ушел последний из величайших режиссеров Великого Итальянского Кино. Солнечный "сапожок", колыбель культуры мира под названием Италия, внес огромный вклад в искусство кино. Что такого особенного было в итальянской крови, так тонко чувствующей кадр, ленту? Итальянцы - очень разные, очень не похожие друг на друга, - создали особый кинематографический мир, мир невероятной силы и притягательности, особое кино, "почерк" которого нельзя было перепутать ни с каким иным. Они уходили, и палитра мира теряла непередаваемые краски - великий Серджио Леоне, непередаваемый Пьера Паоло Пазолини, чувственный Франко Дзеффирелли, поразительный Роберто Росселлини, отдельно стоящий Лукино Висконти, магический Витторио Де Сика, ставший при жизни классиком Микеланджело Антониони и быстрый, легкий и глубокий Федерико Феллини. Бертолуччи был последним. Он сам был шармом, великий Бернардо, эффектный, стильный, человек-глыба с хитрым прищуром умных глаз. Шармом становилось и его кино. Такое впечатление. что Бертолуччи жил в этом мире не раз и сам видел то, о чем впоследствии снимал свое удивительное кино. Его «Конформист», «Последнее танго в «Париже», «Двадцатый век», «Последний император», «Маленький Будда», «Ускользающая красота» и «Мечтатели» не просто вошли в историю мирового кинематографа, они - каждый - начали в ней свою новую главу. И девять "Оскаров", полученный «Последним императором», были получены им справедливо... По своей сути Бернардо Бертолуччи был культурным провокатором. Он обожал говорить о том. о чем говорить было не принято. Например, увлекаясь еще с молодых лет Фрейдом, любит терзать мир рассуждениями о табуированных формах сексуальности. Он любил игру света и тени, она отчетливо прослеживается во всех его фильмах, и точно так же "играл" на противоположных гранях человеческих чувств, стремлений, достоинств и пороков. Интерес к кино возник у Бернардо еще в детстве. Он родился в марте 1941 года, Италия была мрачна, а дома отец-кинокритик рассказывал ему о ярком мире кино, да еще и брал мальчика с собой на съемки. Маленький Бернардо завороженно наблюдал за тем, как работают режиссер и оператор, и к своим 16 годам начал делать первые пробы в этой области, снимая любительские фильмы. Однако изучать он пошел философию, поступив в Римский университет. Родные полагали, впрочем, что Бертолуччи станет поэтом - он писал хорошие стихи и даже получил за них Национальную премию. Он не переставал их писать, впрочем, и когда вышел первый его художественный (игровой) фильм. А потом, с конца 1960-х, он начал искать себя. Документалистика? Интересно. Короткий метр? Почему нет? Иногда можно сказать коротко, но ярко! Он тестировал сам себя, ища свой стиль, пробуя, ввязываясь в любые "драки", лишь бы был результат. Материал, с которым ему интересно работать, всегда тонок, чувственен и глубок: он экранизирует Достоевского, рассказы Борхеса, но ловит дикий кайф и от создания вестерна, который мигом становится мировой сенсацией ("Однажды на Диком Западе"). Его фильмы имели скандальный ореол, о них спорили, их исследовали "покадрово" - что "Конформист", по сути - попытке поиска ответа на вопрос, откуда взялся фашизм, что эпатирующая картина "Последнее танго в Париже", пощечина общественной морали, что эпопея "Двадцатый век"... Ну а его "Маленького Будду" на предпремьере смотрел один зритель - Далай-Лама. Потом была пауза, затянувшаяся на много лет - он перестал снимать в Италии, грозился, что навсегда, но все же вернулся, чтобы снова эпатировать и раздавать "оплеухи". И семь лет назад в его личной коллекции оказалось вторая награда Канн за вклад в киноискусство. ... с 1962 года Бертолуччи снял чуть более двух десятков картин. Займись он сериалами, итог был бы иным, но режиссер решил, что если уж снимать, то снимать кино с большой буквы. Все 22 его картины, включая документальные, вошли в историю кино, а сам он, когда настроение становилось дурным, смотрел "Огни большого города", восхищаясь каждый кадром этой картины. Он умел восхищаться чужим талантом, жил без скуки, не плыл по течению, и теперь, когда великая река Лета унесла его вдаль, остается сказать лишь спасибо - за то, что всю свою жизнь обаятельный Бернардо боролся с ханжеством и стремился заставить мир играть всеми красками.

Бернардо Бертолуччи. Не стало великого режиссера-провокатора
© Вечерняя Москва