Очень большой ребенок. Грустная судьба Юрия Богатырева
В пять лет Богатырев пережил период лунатизма. Не просыпаясь, он поднимался с постели, надевал восхитительный мамин халат, расписанный элегантными страусами, шляпу с вуалькой и бродил по квартире — непонятны, одинокий, беззащитный ребенок. Таким он останется на всю жизнь. В Щукинском училище — а он поступил в 1967 году и учился вместе с Натальей Гундаревой и Константином Райкиным — называли «бело-розовый», имея в виду зефир, воздушное лакомство. Юрий всегда держал свою детски чистую душу нараспашку, радовался чужим радостям, и до слез сопереживал чужим бедам. Любовь к мытью посуды к/ф «Мертвые души» Из-за сложностей с пропиской Богатыреву не давали места в общежитии, он долго жил у однокурсника Кости Райкина, потом перебрался к Александру Адабашьяну, скитался по знакомым и коллегам. Бесприютность затянулась, и Богатырев мучительно ее переживал. Старался не быть никому в тягость, никогда не приходить с пустыми руками (хоть булочку, а купит). Придумал, что обожает мыть посуду, и такой он был тонкий актер, что все и правда думали: эти огромные горы грязных тарелок для него — огромное удовольствие. Народный артист Фильм «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Legion-Media В конце 60-х Юрий познакомился с Никитой Михалковым и сыграл в его дипломном фильме «Спокойный день в конце войны», о котором много говорили в киношных кругах. Никита сразу выделил Богатырева из ряда других актеров, считал его своим талисманом. В 1974 году Михалков пригласил Юрия на роль Егора Шилова в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих». Этот фильм сделал молодого Богатырева известнейшим артистом, а потом были другие роли у Михалкова: Штольц в «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», Стасик в «Родне». Роль Войницева в «Неоконченной пьесе для механического пианино» была написана специально для Богатырева. Кстати, для него была придумана и роль генерала Радлова в «Сибирском цирюльнике», но ее Богатырев сыграть не успел. Были звездные роли у других режиссеров, и при этом Юрий с окончания Щукинского училища играл в «Современнике», а в 1977 году Олег Ефремов пригласил его во МХАТ… Не было такой актерской задачи, с которой Богатырев не мог справиться. Поражало умение Богатырева перевоплощаться без грима — вот он жилистый чекист, виртуозно сидящий в седле, вот — пузатенький, мягкий, безвольный Войницев, вот — целеустремленный, подтянутый Штольц. Не было такой актерской задачи, с которой Богатырев не мог справиться, и, казалось, он не прилагал к этому никаких усилий. Многие вещи приходили к нему сами собой — например, звание народного артиста: просто было сыграно уже столько замечательных ролей, что не дать ему «народного» было нельзя. Машина Волчек Нежданно-негаданно (1983) Многие коллеги завидовали Богатыреву: его востребованности, таланту, славе, гонорарам. Семейные артисты завидовали его легкости и свободе, те, кто брали в долг деньги — тому, что Богатырев не торопит их вернуть. А он, такой мужественный и бескомпромиссный в служении искусству, в жизни был чудовищно несчастлив, неумел и тотально одинок. Детство Юрия было вполне благополучным, с игрой в любительской кукольном театре и книжками, но мы не знаем чего-то важного, что объясняло бы, почему он, как бездомный щенок, привязывался к каждому, от кого видел нормальное человеческое отношение. Такой мужественный и бескомпромиссный в служении искусству, в жизни он был чудовищно несчастлив, неумел и тотально одинок. Когда Богатырев работал в «Современнике», он каждый день мыл машину главного режиссера, Галины Борисовны Волчек. Весь театр просто немел от этого неприкрытого и топорного подхалимажа. Но это не был подхалимаж, это была совершенно искренняя влюбленность в ее человеческие и режиссерские качества. Хорошие люди вызывали у артиста восторг, а восторг приводил его в совершенно рабское состояние. Точно так же он мыл бы машину дворника или буфетчицы, будь они умны, добры и гениальны. Свой среди чужих, чужой среди своих (1974) И — он никогда не умел отстаивать свои интересы (в отдельную квартиру, крохотную «однушку» перебрался только перед смертью), не умел отказывать, не мог никого обижать. В фильме «Свой среди чужих…» он должен был ударить в лицо Александра Кайдановского, который играл ротмистра Лемке. Для Богатырева это было страшным стрессом. Ударить человека он просто не мог. — Юрочка был человеком, который задержался в детстве, — вспоминали о нем друзья. Он, такой мужественный и бескомпромиссный в служении искусству, в жизни был чудовищно несчастлив, неумел и тотально одинок. Он не мог стать другим, но и таким, как был, принимать себя тоже не мог. У актера начались проблемы с алкоголем, он горстями принимал антидепрессанты. У Юрия было мало друзей, но как только у него появлялись деньги, вокруг сами собой возникали безумные компании. Приезжали спившиеся с круга коллеги, Богатырев платил и за их такси, и за их алкоголь. Он часто плакал от ужаса, но остановить этот темный карнавал и выгнать всех взашей не мог. Женитьба Юрий всегда дружил с самыми лучшими женщинами, каждой восторгался, в каждую был платонически влюблен. В своих наивных мечтах он видел себя то с Еленой Соловей, то с Ольгой Яковлевой, то с Анастасией Вертинской… Но дальше мечты у него никогда не заходило. Женился он на своей соседке по актерскому общежитию Надежде Серой — но, по словам Надежды, это был фиктивный брак, который помог ей сохранить московскую прописку. Об этом бракосочетании почти никто не знал, даже мама актера узнала об этом после его смерти. Уход Презумпция невиновности (1988) В последние годы своей жизни Юрий Богатырев серьезно занимался живописью. Готовилась выставка его работ, но открылась она уже после смерти актера. Ушел он в 42 года. Тогда актер получил гонорар за «Очи черные», где играл вместе с Марчелло Мастроянни, Иннокентием Смоктуновским, Олегом Табаковым и другими большими актерами. По поводу получения гонорара собралась большая разношерстная компания, все пили, и когда Богатыреву стало плохо с сердцем, его гости вызвали «скорую помощь». Доктор вколол актеру лекарство, несовместимое с тонизирующим, которое Богатырев принимал накануне. Свою страшную роль сыграл и алкоголь. Актера похоронили на Ваганьковском кладбище. Он всю жизнь мечтал о роли Обломова, и друзья сшили и искусственно состарили в мастерских театра настоящий «обломовский» халат. Прикрытый им, актер отправился в последний путь — не нашедший счастья, не исполнивший ни одной своей мечты гениальный взрослый ребенок… Читайте НАС ВКонтакте