Паоло Дженовезе о своём творчестве и человеческой психологии
Итальянский режиссёр Паоло Дженовезе обрёл широкую известность за пределами своей страны в 2015 году после выхода в прокат комедии «Идеальные незнакомцы». В программе ведущей RT Оксаны Бойко «Противоположности» Дженовезе рассказал о своём отношении к производству ремейков на свой фильм, а также раскрыл детали нового проекта и порассуждал на тему человеческой психологии. — Мы записываем интервью в районе Санкт-Петербурга, который тесно связан с именем Достоевского. Здесь писатель жил, и здесь разворачиваются события многих его произведений. А для вас лично это место является особенным? — Самое важное в Достоевском — это глубокое понимание человеческой души. А человеческая душа — это то, что я пытаюсь осмыслить в своих фильмах. Думаю, это нас и объединяет. — И темы многих ваших фильмов совпадают с главными мотивами произведений Достоевского: это сущность добра и зла, нравственный выбор, свобода воли, подсознание… Вы просто предлагаете взглянуть на вечные проблемы через призму новых обстоятельств или стремитесь привнести нечто новое? — Сценарист всегда стремится заявить нечто новое. В своих фильмах я пытаюсь представить особый взгляд на ту или иную тему. Две мои недавние картины, «Идеальные незнакомцы» и «Место встречи», объединены общим мотивом. Первый фильм говорит о том, что мы не всегда знаем людей, с которыми общаемся. Второй — о том, что порой мы не знаем и сами себя. Рассуждение на эти темы красной нитью проходит через оба фильма. — Мне кажется, что в «Месте встречи» вы поднимаете тот же вопрос, что и Достоевский в «Преступлении и наказании»: на какое зло способен человек ради того, что ему кажется благой целью? Для Достоевского разница была очевидна, а у вас грань размывается вплоть до взаимозаменяемости. Как при такой неопределённости можно говорить о нравственном выборе? — Да, разница между этими понятиями для меня не так очевидна. Где добро, а где зло, зависит от обстоятельств. Я исхожу из того, что все люди добры, за исключением тех моментов, когда обстоятельства вынуждают их творить зло. Глубокий смысл этого фильма заключается в осмыслении двух вещей: как наши нравственные ориентиры могут измениться под влиянием некой ситуации и насколько велико значение той борьбы, что происходит внутри человека. Когда я работал над сценарием, я просто так, из любопытства, ознакомился с некоторыми цитатами из Достоевского. Мне тогда было важно понять, в каком направлении стоит двигаться. И я нашёл вот такие слова (точно не помню, из какого они произведения): «Нет ничего интереснее, чем наблюдать за борьбой добра со злом на лице человека». Поэтому я и решил применить на съёмках «Места встречи» приём, основанный на использовании долгих крупных планов. — В фильме есть очень интересный персонаж — монахиня, которая перестала слышать Бога. И чтобы снова обрести эту способность, ей надо забеременеть… В итоге это меняет её жизнь к лучшему. Но всё это происходит благодаря внешней силе — мужчине с ежедневником, который подсказывает ей, что надо делать. Однако в реальной жизни у нас нет такого голоса, который говорил бы, как поступить… Или есть? — Я считаю, что такой голос есть у нас и в реальной жизни. Для меня этот голос, этот мужчина, вполне реален. Он принимает разные формы… Для верующих это может быть Бог… или дьявол. Это может быть ваша совесть. Или просто зеркало. Я думаю, что внутри нас всегда есть голос. — Другая героиня — пожилая женщина, которая хочет вылечить своего мужа от болезни Альцгеймера. Но в какой-то момент она понимает, что даже ради спасения любимого человека не может пожертвовать собой и своими принципами. Я думаю, это очень важный вопрос в теме любви — сколько отдать другому человеку и сколько оставить себе? Есть ли у вас какие-то правила в этом отношении? — Для меня эта пожилая женщина — главный персонаж фильма. Она говорит: «Внутри нас есть что-то ужасное; и счастливец тот, кому не пришлось это обнаружить». Вот основной посыл этого персонажа. — Да, она говорит, что людям, которым не приходилось сталкиваться со своей тёмной стороной, очень повезло… Но так ли это? Можно ли узнать своё истинное Я, не увидев тёмную сторону? — Да, я думаю, это так. У каждого из нас есть тёмная сторона, но не всем в своей жизни приходится сталкиваться с ней лицом к лицу. Если такой встречи удаётся избежать, это огромное везение. И, быть может, жизнь человека будет складываться таким образом, что ему никогда не придётся иметь дело со своей тёмной стороной. — Мы обсуждали честность и предательство по отношению к себе и своим близким. Эта тема очень ярко выражена в другом вашем фильме — «Идеальные незнакомцы». Мне запомнилась фраза оттуда: людям необходимо научиться расставаться. Но не стоит ли им для начала научиться беречь отношения? — Мы учимся поддерживать отношения на разных уровнях, так сказать. Иногда они бывают достаточно поверхностными, лишёнными глубины, и именно этот уровень идеально подходит обеим сторонам, поскольку мы боимся заходить дальше. — Но даже на таком уровне вы можете постараться сохранить отношения, сделав их более подлинными и искренними. Почему вы считаете, что люди должны стремиться к расставанию вместо того, чтобы попытаться открыться друг перед другом? — Потому что, на мой взгляд, это проще. — Многие персонажи-мужчины из вашего фильма постоянно жалуются на то, что их жизнь скучна… — Отнюдь не все персонажи считают, что их жизнь скучна. Она может быть такой, если в ней не происходит ничего нового. Я постоянно вижу это. Через 10-15 лет некоторым супругам требуется некая свежесть, элемент новизны в отношениях, чтобы сделать жизнь более интересной. Двум парам из «Идеальных незнакомцев» как раз и нужна маленькая… как бы это сказать… Встряска со стороны, но совсем небольшая. Думаю, многие пары всё же предпочитают не расставаться, будь то по моральным соображениям, или из-за ребёнка, или под давлением общественного мнения. И вот из-за множества причин они остаются вместе и ищут небольшую помощь извне для того, чтобы двигаться дальше. — В «Идеальных незнакомцах», как и в «Месте встречи», вы строите сюжет так, чтобы скрытое в подсознании героев нашло выход в реальности. В «Незнакомцах» в этом помогает мобильный телефон. Как вы считаете, новые технологии влияют на человеческие отношения сегодня? — Конечно, особенно в последнее время. Из прошлого, в котором мобильных телефонов не было, наше «переходное поколение» ступило в будущее. При этом мы стали иначе строить и поддерживать отношения. В первую очередь это относится к молодёжи. Ведь любой тип отношений для молодых людей начинается с использования мобильной камеры. Вы понимаете, о чём я? То есть на первом этапе общения люди уже не встречаются лицом к лицу, а разговаривают посредством объектива камеры в телефоне. В результате произошли серьёзные перемены в человеческих отношениях, и в первую очередь — в романтических. Так, например, нам больше не приходится испытывать смущение и краснеть, поскольку нет необходимости встречаться с человеком лицом к лицу. Вместо этого мы взаимодействуем через экран мобильного устройства. — Я соглашусь с вами в том, что современные технологии позволяют быстрее узнать человека и сблизиться с ним. Но при этом нам по-прежнему приходится делать нравственный выбор: действовать так или иначе, быть ли верным партнёром. Все эти важные вопросы сейчас не менее актуальны. — Да, но они ставятся по-другому. Начнём с того, что сейчас есть возможность поддерживать отношения хоть с десятком человек одновременно. И отвечая на ваш вопрос скажу: мы будем действовать по-разному в зависимости от того, контактируем с собеседником в реальности с глазу на глаз или в виртуальном формате. — Я вдруг подумала, что телефон в каком-то смысле действует на нас так же, как спиртное, помогая преодолеть застенчивость. Ведь при общении с глазу на глаз нас сдерживает множество внутренних барьеров... — Да, вы правы. Кроме того, общение через мобильные устройства иногда проходит чуть иначе в плане интервала между репликами. Сейчас, когда вы, сидя напротив, задаёте вопрос, я должен дать ответ сразу. Да, я могу недолго над ним подумать, но это всего ничего. Когда же вы обмениваетесь сообщениями, можно не отвечать человеку моментально, есть время не спеша поразмышлять — от вас не требуется мгновенная и спонтанная реакция. — Насколько я знаю, в мире насчитывается порядка пятнадцати ремейков «Идеальных незнакомцев», включая российский. В одном из интервью вы говорили, что вам не очень нравится идея переделки ваших фильмов. Почему тогда вы это позволяете? — Я никак не могу этому помешать. Права на картину принадлежат кинокомпании. Фильм переснимают по всему миру в первую очередь потому, что это вопрос денег. Однако, несмотря на мою нелюбовь к ремейкам, я не вижу в этом большой проблемы. Возможно, после просмотра новой версии я могу даже счесть её сносной. И это нормально, потому что мой фильм — это всё равно, что ребёнок для меня. Вашего сына могут постричь так, что вам не понравится, всякое бывает. Когда картина оказывается такой успешной, как «Идеальные незнакомцы», во многих странах задумываются о ремейке. Причём нужен он не для того, чтобы изменить историю (сценарий почти всегда остаётся прежним), а для того, чтобы задействовать местных звёзд. Например, не так давно вышел корейский вариант моей картины. За первый уикенд фильм заработал около $8 млн, а через неделю — уже $25 млн. Вполне возможно, что итальянскому оригиналу с субтитрами не удалось бы собрать такую кассу. Так что, в первую очередь, всё это обусловлено коммерческой стороной, и я могу это понять. — Интересно, что сюжет картины так легко переносится в другие культурные реалии. Что-то в вашем сценарии нашло отклик в людях из пятнадцати стран, в том числе таких разных, как Южная Корея, Италия или Россия. Как вы думаете, почему эта история так близка людям по всему миру? — Потому лежащая в основе фильма идея и способ её изложения интернациональны, и это не какая-то местная особенность. Всем понятно, как сильно мобильные телефоны изменили наше общество. Несмотря на пятнадцать ремейков, оригинальная картина шла в прокате в семидесяти пяти странах. Так что, может быть, её идея близка всем. — Во всех ваших фильмах на первом месте — сюжет и психология человека. Вы почти не прибегаете к визуальным трюкам, спецэффектам. Можно ли сказать, что вы скучаете по классическому кинематографу? — Возможно. Не могу сказать, что я испытываю ностальгию, но каждому автору близко что-то своё. Кому-то нравятся спецэффекты, кто-то любит нагнетать обстановку, кому-то нужна романтика. Я же люблю рассказывать истории. У меня нет цели снимать кино, которое бы смешило или пугало зрителя. Для меня самое главное — эмоции. Если после просмотра моего фильма люди выходят из кинотеатра, переполненные чувствами, значит, картина удалась. — Сейчас вы работаете над своим первым англоязычным фильмом под названием «Первый день моей жизни». Это трагикомедия о самоубийстве. Расскажите подробнее об этом проекте. — В основе картины лежит роман, который я написал. Я решил сделать сценарий и рассказать эту историю в кино, поскольку в Италии книга пользовалась огромным успехом и уже переиздавалась шесть раз. Я чувствую, что в данный момент такой сюжет может быть очень актуальным, поскольку он о надежде. Это повествование о четырёх людях, которые пытаются заново начать свою жизнь с самого низа. Быть может, сейчас, когда мир буквально в огне, нам нужна надежда, история о том, как начать всё с нуля. «Первый день моей жизни» — именно об этом. — В одном из интервью вы говорили, что в предыдущих фильмах рассказывали о борьбе человека с внутренними демонами, а новый — скорее об искуплении и поиске своих ангелов. Что вам кажется более сложным — держать под контролем свою тёмную сторону или же найти свет в себе? — Я бы сказал, что второй вариант сложнее. Но дело в том, что мой ангел — это я сам. Так что самое сложное — вести диалог с самим собой. — Большую часть вашей карьеры вы отвечали как за сценарий, так и за режиссуру фильма. Но в американской киноиндустрии всё чётко разграничено, каждый отвечает за небольшую область. Пришлось ли вам отказаться от части контроля, чтобы иметь возможность осуществить этот проект? — В данном случае нет, поскольку «Первый день моей жизни» — это картина с европейской душой. Кроме того, производство фильма совместное, и основная кинокомпания из Европы — это итальянская «Медуза фильм». Поэтому тут всё будет так же, как с моими итальянскими картинами. Я буду контролировать буквально всё — будь то подбор актёров, сценарий, режиссура, монтаж или музыка. При этом мне поступали приглашения из Голливуда и мне предлагали работать с фильмами как раз в такой разграниченной американской манере. Думаю, это совершенно иная деятельность, но, наверное, она не менее интересна. Ведь хотя за каждую область отвечает отдельный человек, все они — профессионалы своего дела и им можно довериться. Полную версию интервью с Паоло Дженовезе смотрите на RTД.