В фильме "Спитак" общее горе стирает границы национальностей

ТАЛЛИНН, 29 ноя — Sputnik, Денис Пастухов. Видеомост Таллинн — Ереван состоялся в пресс-центре Sputnik Эстония в четверг, 29 ноября. Темой мероприятия стал российско-армянский фильм "Спитак", который два гостя таллиннского пресс-центра — российские режиссер Александр Котт и продюсер Елена Гликман — привезли в столицу Эстонии для показа на кинофестивале PÖFF. Очевидец, разбиравший завалы после Спитакской трагедии, рассказал о пережитом >> Александр Котт во вступительном слове отметил, что "Спитак" не только показывается в Таллинне во внеконкурсной программе "Панорама", но одновременно начинаются и премьерные показы фильма в Москве. Поэтому все секреты сюжета Котт раскрывать не стал, но заметил, что фильм основан на реальных событиях. "Фильм — как ковер, который соткан из действительно реальных, невыдуманных историй. Например, то, что из тюрем выпустили зеков. Но все эти маленькие настоящие истории — фон для истории главного героя. Хотя и она, я считаю, не совсем вымысел, так как многие люди и в самом деле поехали на места разрушений искать своих родных и близких. Но это кино все-таки не документальное, а игровое", — сказал Котт. Продюсер Елена Гликман отметила, что "Спитак" долго и тяжело шел к зрителю. Автор сценария Марина Сочинская, армянка по происхождению, закончила ВГИК и считала тему Спитакского землетрясения главной темой своей жизни. Сейчас, по словам Гликман, будучи уже опытным сценаристом, Сочинская не взялась бы за эту историю — так как это дикая ответственность. Сценарий был написан более десяти лет назад, но найти режиссера и продюсера долго не получалось — люди то ли боялись, то ли не хотели переживать боль еще один раз. Только в 2014 году началось некое движение. Тогда затею наконец-то поддержало Министерство культуры РФ, а российская сторона вошла в копродукцию с армянскими партнерами. "Таким образом нашлась та необходимая финансовая составляющая, без которой нельзя снять нормальное кино, а фильм о катастрофе — тем более. И мы были счастливы, что режиссером стал Александр Котт. Важно, чтобы у режиссера был похожий опыт владения огромной, разрушенной, не самой привлекательной с точки зрения картинки декорацией", — заявила Гликман и назвала Котта, у которого был опыт трагичного и сложного фильма "Брестская крепость" идеальным режиссером для "Спитака". Фильм "Землетрясение" не оставит равнодушным >> Гликман ответила и на вопрос о совпадении фильма "Спитак" с недавно вышедшим фильмом "Землетрясение". По ее мнению, в этом нет ничего страшного, просто пришло время вспомнить о той страшной катастрофе. Например, в советское время снималась масса картин о Великой Отечественной войне, и никто не говорил, что их много. К слову, режиссер "Спитака" признался, что во времена Спитакского землетрясения был еще школьником, и катастрофа не была трагедией лично для него: "Тогда еще не распался Советский Союз. Я, как и все в школе, собирал посылки детям Армении. Но был один нюанс — сбор посылок воспринимался как соревнование. Я стал переживать трагедию только тогда, когда занялся проектом фильма "Спитак". Мало кто помнит о Спитакском землетрясении в России, в Армении — это личная боль для каждого, а для москвича — это где-то там". ЛОНГРИД: Спитакское землетрясение 1988 года >> Впрочем, отметил Котт, он сохранял хладнокровие, что позволило снимать фильм как взгляд со стороны, с холодным сердцем — при более глубоком эмоциональном погружении в материал работать было бы крайне сложно: "Настолько все страшно, больно. Главное слово было тишина — нужно было работать, работать и работать. А люди улыбались только в один момент — когда находили своих погибших родственников и им было кого похоронить". Александр Котт Но несмотря на появление за тридцать лет после Спитакского землетрясения границ между различными государствами, включилась в беседу продюсер с армянской стороны Тереза Варжапетян, между армянской и российской сторонами не было никаких противоречий или разных взглядов на катастрофу 1988 года. Редкие кадры Спитакской катастрофы 1988 года >> "Одно из условий появления картины состояло в том, что боль от трагедии общая. Когда, к примеру, съемки велись на стадионе в зоне землетрясения, я чувствовала, что мы все вместе, а национальность ничего не значит", — сказала Варжапетян. Тереза Варжапетян В Эстонии и вовсе нашелся непосредственный участник тех печальных событий. В пресс-центр Sputnik Эстония пришел Акоп Казарян, который два года работал в разрушенном Спитаке, ликвидируя последствия землетрясения — в качестве заместителя начальника строительного объединения "Эстарменстрой". Казарян, по его словам, обязательно посетит киносеанс в Таллинне. Григорян о Спитакской трагедии – завалы разбирали голыми руками >> "Я не боюсь вспоминать те страшные события и благодарен тем, кто снимает такое кино. Одно дело — личное переживание, а другое дело — чтобы другие увидели и узнали боль тех лет. Первые дни на месте произошедшего землетрясение для меня были особенно страшными — до этого в жизни я никогда не видел ни одного детского гроба, а тут сразу увидел их в огромном количестве. Воспоминания потихоньку притупляются, но первые эмоции навсегда останутся со мной", — заявил Казарян. Акоп Казарян Александр Котт добавил, что главная положительная оценка основанного на реальных событиях фильма для него — это признание фильма правдивым: "На одном из показов вышел мужчина и сказал, что все так и было. Хорошая оценка фильма — не вопрос слез на лицах зрителей. Когда снимаешь историческое кино, особенно если свидетели тех событий еще есть и присутствуют в зале, важно не придумывать отсебятину". Рафик Григорян об увиденном после Спитакского землетрясения >> Поэтому большую роль играл выбор исполнителей в фильме, и многие задействованные в фильме актеры не понаслышке знали о тех событиях, на их мнение можно было опереться. В целом же фильм очень тяжелый, и Котт думает, что не обязательно понравится всем. И его не обидит, если какой-то впечатлительный зритель даже покинет зал. Как писал Sputnik Эстония, фильм "Спитак", слоган которого "Катастрофа, ударившая по каждому", удостоился награды Московского международного кинофестиваля за режиссуру. На кинофестивале Pomegranate в Торонто "Спитак" получил сразу два приза — приз зрительских симпатий и Гран-при. Также фильм вошел в число претендентов от Армении на "Оскар-2019" в категории "Лучший фильм на иностранном языке". Показы кинофильмов в рамках PÖFF проходят в кинотеатрах Таллинна и Тарту с 16 ноября по 2 декабря 2018 года, а многие кинокартины покажут в Эстонии лишь один раз — только во время кинофестиваля.

В фильме "Спитак" общее горе стирает границы национальностей
© Sputnik Эстония