Ещё

Татьяна Лиознова сама придумала надпись на своей могиле 

Татьяна Лиознова сама придумала надпись на своей могиле
Фото: ИД "Собеседник"
Sobesednik.ru — о режиссере Татьяне Лиозновой, которая всю свою жизнь посвятила кинематографу.
Почти все фильмы Лиозновой стали по-настоящему легендарными: «Три тополя на Плющихе», «Карнавал», «Семнадцать мгновений весны» и другие. «Я всю жизнь замужем за кинематографом. А мои дети — это фильмы», — шутила Татьяна Михайловна, которая до конца жизни так и не обзавелась семьей.
Когда ее спрашивали: «Почему вы выбрали такую неженскую профессию?» — Татьяна Михайловна вспоминала свое военное детство. Ее папа Моисей (Михаил) Александрович ушел добровольцем на фронт, там и погиб в 1941 году. А вместе с ним и три маминых брата. «Наверное, потому, что пришлось жить без мужчин, у меня воспитался этакий мужской характер», — говорила Лиознова.
— Я познакомилась с Таней на первом курсе ВГИКа, — рассказывает актриса . — Не помню, чтобы она как-то выделялась — девчонок было много в институте. Это парни у нас были на вес золота. Маленькая худенькая девушка, задумчивая всегда. Но у нее что-то не заладилось. И уже через несколько месяцев наш педагог Таню отчислил.
По воспоминаниям Лиозновой, она тогда рыдала днями и ночами. А однажды ехала на трамвае в прачечную, стала наблюдать за пассажирами, и из их реплик и поведения у нее в голове родился этюд. А вместе с ним пришло решение — во что бы то ни стало восстановиться во ВГИКе. Девушка уговорила троих студентов отрепетировать ее этюд. А потом заявилась в институт, отыскала Герасимова и убедила его посмотреть их работу. После чего Татьяна начала снова учиться на режиссера.
— К концу второго курса Герасимов дал нам задание что-нибудь поставить к ежегодному открытому показу, — продолжает рассказ Инна Макарова. — Таня предложила мне: хочешь сыграть Кармен? Я удивилась: ну какая из меня Кармен? Не мое это амплуа. Но Таня была настойчива. И мы сделали отрывок по одноименной новелле Мериме. Таня там не только режиссировала, но и сыграла роль цыганки. А параллельно с этим Сергей Герасимов готовился снимать фильм по роману . На показе Фадеев, который тоже оказался в зале, увидел меня в роли Кармен и сказал Герасимову: «Вот тебе и Любка Шевцова!» И меня позвали в кинокартину. Танец Кармен, поставленный Таней, вошел в один из эпизодов фильма, а ее саму режиссер пригласил своим ассистентом на картину. Так что Лиознову я считаю своей крестной мамой в кино.
С  романа не получилось
После того как Татьяна с красным дипломом окончила ВГИК, еще долгие годы пришлось ждать, когда ей позволят снимать собственные фильмы. Ей пришлось подрабатывать, где только возможно. С мамой и школьной подругой они шили на дому халаты и продавали по знакомым. А еще Лиознова писала заметки для «Литературной газеты», редактором которой в то время был Константин Симонов. Повстречав юную Лиознову, писатель влюбился с первого взгляда.
— Однажды он предложил проводить меня до дома, — вспоминала режиссер. — Мы прогулялись по городу, затем он взял такси и повез меня домой. А мамочка моя увидела его в окно. Ну и так ругала потом, мол, как тебе не стыдно, молодая девушка! Это же такой великий человек, а ты — обычная девчушка. Поэтому после я и подумать не могла больше о Симонове. Он мне звонил, приглашал на встречи. Однажды Симонов уезжал надолго в Монголию. Решил попрощаться. Мы пили с ним в машине шампанское. Я даже запьянела. А когда проезжали мимо киностудии Горького, позволила себе прокричать в окно: «Вот увидите, я скоро буду самым лучшим режиссером!» Он улетел, и на этом наше общение закончилось.
хотел стать Штирлицем
В начале 1970-х ходили слухи о романе между Лиозновой и актером , который сыграл в фильме «Двенадцать стульев» Остапа Бендера. Якобы артист задаривал режиссера шикарными букетами роз и везде ходил за ней следом. А еще говорили, что Гомиашвили таким образом выпрашивал для себя роль Штирлица в фильме «Семнадцать мгновений весны», к съемкам которого приступила тогда Татьяна Михайловна. И когда на эту роль она все же утвердила , обиделся и больше не общался с Лиозновой. Сама режиссер на вопросы о Гомиашвили лишь улыбалась: «Он мне нравился, хороший актер был. Но какой же из него Штирлиц?!»
— Помню, сидели у нее дома на кухне, чай готовили в электрическом самоваре. На нем еще, помню, петушок такой тряпичный был, — вспоминал Вячеслав Тихонов. — Так вот, Татьяна Михайловна разговаривала с этим петухом, называла его самым старым у себя в квартире. Он достался ей от мамы.
— Татьяна Михайловна жила своей работой и днем и ночью, — рассказывает . — Когда была на съемочной площадке, на нее можно было смотреть часами. Она так увлечена была своим делом! Я благодарна, что она не отказалась от идеи пригласить меня на роль Габи, когда узнала, что я беременна. Тогда я носила второго сына, и у меня уже был виден небольшой животик. Помните сцену, где я танцую со Штирлицем? Так вот там, чтобы не было видно моего живота, она придумала надеть на меня вязаную кофту Штирлица.
C Вячеславом Тихоновым на съемках картины «Семнадцать мгновений весны»
Посвящение маме
Лиознова не раз говорила, что в фильме «Карнавал» многое взято из ее жизни. Его она посвятила маме, которая умерла в 1978 году. Ближе мамы у режиссера никого не было.
Последний фильм — «Конец света с последующим симпозиумом» о ядерной политике США — она сняла в 1986 году. Картина успеха не имела. И тогда Татьяна Михайловна приняла решение уйти из кино… За десять последних лет жизни Лиознова перенесла несколько операций: удаление опухоли в головном мозге, перелом ноги, инсульт. Но на вопрос: «Как дела?» — отвечала всегда с улыбкой: «Все у меня хорошо, только я стала чаще встречаться с людьми в белых халатах». Она не привыкла выглядеть слабой, старалась не терять бодрости духа.
В завещании 87-летняя Лиознова указала похоронить ее в одной могиле с мамой на Донском кладбище. И чтобы на табличке было написано только лишь: «Народная артистка СССР, кинорежиссер Татьяна Лиознова». Все ее просьбы были выполнены.
Убийцу советской актрисы так и не нашли
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео