Ещё

«Не надо цирка»: каким запомнился Леонид Быков 

«Не надо цирка»: каким запомнился Леонид Быков
Фото: Ридус
Сегодня исполнилось бы 90 лет. Яркий, талантливый актер ушел на пике своей режиссерской карьеры, не досняв последний фильм. Свою преждевременную смерть он предчувствовал. Незадолго до гибели написал «завещание», в котором срежиссировал собственные похороны.
Не надо цирка, называемого почестями. После этого «дерболызните», кто сколько может. А потом пусть 2-я эскадрилья врежет «Смуглянку» от начала и до конца… Вы заметили, что режиссер я не по диплому, а по призванию? Даже свои похороны режиссирую. Спасибо и пока, — написал артист. Грезы о небе
Леонид родился 12 декабря 1928 года в селе Знаменка Славянского района Донецкой области в семье рабочего Федора Ивановича и Зинаиды Панкратовны Быковых. В 1938 году родители переехали в город Краматорск, где Леня окончил школу и там же впервые вышел на сцену местного Дома Культуры имени Ленина.
Во время Великой Отечественной войны — с 1941 по 1943 год — семья Быковых находилась в эвакуации в Барнауле.
С детства мальчик грезил о небе. Он дважды поступал в летные училища: в 1943 году — в Ойрот-Туре, куда его не взяли из-за приписанного себе возраста и маленького роста; в 1945-м — в Ленинграде, во вторую спецшколу для лётчиков, которая была по окончании войны расформирована.
«Обречен быть киноактером»
В 1951 году Быков окончил актерский факультет Харьковского театрального института. Следующие девять лет он служил в Харьковском государственном академическом украинском театре имени Т. Г. Шевченко, куда молодого актера пригласил выдающийся педагог, один из основателей и классиков украинского советского театра Марьян Крушельницкий. Быков был занят во многих спектаклях, среди знаменитых его ролей — стиляга в комедии «Улица Трех соловьев, 17», Павка Корчагин в постановке «Как закалялась сталь».
В 1952 году он пробует свои силы в кино. Первая роль — семь реплик в фильме Эрмлера «Победители» (о строителях Цимлянской ГЭС). В итоге картина на экран не вышла, но на Быкова колоссальное влияние оказали слова выдающегося режиссера, для которого в фильме не существовало второстепенных ролей. После одной из репетиций, когда у молодого актера ничего не получалось, он с уверенностью сказал: «Не раскисай! Все у тебя получится. Ты обречен быть киноактером».
В том же году он сыграл роль в фильме режиссеров Исаака Шмарука и  «Судьба Марины». Леониду в нем досталась эпизодическая роль простого деревенского паренька Сашко, однако его заметили и запомнили не только зрители, но и кинематографисты. В 1954 году Быкова пригласили на роль в фильме «Укротительница тигров», который имел огромный успех у публики. Параллельно актер начал сниматься в картине Анатолия Граника «Максим Перепелица», в котором получил главную роль. Этот фильм стал не таким успешным в прокате, как два предыдущие, но именно за эту роль сельского весельчака зрители полюбили актера.
Быков продолжил активно сниматься в кино. При этом, соглашаясь на новые предложения, он старался выбирать разноплановые роли. Он сыграл в лентах «Чужая родня», «Дорогой мой человек», «Добровольцы», «Ссора в Лукашах», «Майские звезды».
В 1961 году на экраны страны вышла картина «Алешкина любовь», в которой Быков сыграл одну из лучших своих ролей в кинематографе и по праву занял ведущее место наряду с другими советскими звездами того времени. Причем, сначала Быков сильно сомневался по поводу этой роли — тогда ему было за тридцать, а герою фильма только исполнилось двадцать, он был влюблен в красивую девушку, которая в конце концов должна была ответить ему взаимностью. «Какой из меня Ромео?» — задавался вопросом Быков. Однако создатели фильма были категоричны: «Именно такой Ромео, как вы, нам и нужен».
В 1959 году актер с женой и двумя детьми уехал в Ленинград. Во многом такое решение было принято после того, как Быкову на  пообещали дать попробовать себя в качестве режиссера. Через 2 года вместе с режиссером Гербертом Раппопортом он снял короткометражный фильм «Как веревочка ни вьется…». Картина осталась не замеченной, но Быкова это не остановило.
В 1963 году он самостоятельно снял комедию «Зайчик», сыграв в ней главную роль. Картина в прокате заняла не самое последнее место, но подверглась острой критике, после чего у Быкова случился первый инфаркт. Руководство «Ленфильма» к режиссуре его больше не допускало, да он и сам туда уже не рвался.
Вместе с тем он отказывался от многочисленных предложений других режиссеров сняться в их фильмах. С 1961 по 1964 год Быков появился лишь в нескольких картинах — «На семи ветрах», «Когда разводят мосты», «Осторожно, бабушка!».
В 1965 году Быкову присвоили звание заслуженного артиста РСФСР.
Режиссерский успех
После этого он с женой и двумя детьми переехал в Киев, где также не нашел поля для деятельности, от чего впал в депрессию.
«Уже почти год не снимаюсь. Не хочу. Отказался от девяти сценариев. Не хочу участвовать в лживых и антихудожественных вещах. Конечно, долго не продержишься, надо выполнять план студии. Все чаще думаешь, что надо возвращаться домой. Но в театре, очевидно, то же самое. В чем же суть? Как же сделать, чтобы жить на уровне? Может это наша проклятая работа?», — написал он одному из близких друзей по харьковскому театру.
Быков давно лелеял мечту снять фильм о героизме советских летчиков в годы войны. В конце 1960-х годов вместе со сценаристами и Александром Сацким он написал сценарий будущего фильма «В бой идут одни старики». Однако ставить картину долго не пропускала цензура, считая ее недостаточно героической. Тогда Быков начал обкатывать сценарий на сцене — отдельные отрывки из него он зачитывал перед публикой, которая приняла их с восторгом. В 1972 году Быков в конце концов приступил к съемкам фильма.
Картина вышла на экраны Советского Союза в начале 1974 года и завоевала огромную популярность. За год ее посмотрели более 72 миллионов зрителей. Фильм, режиссура и актерская работа были отмечены наградами республиканских и международных кинофестивалей. Фразы из картины разошлись на цитаты, а героям фильма — капитану Титаренко и механику Макарычу — установили памятники.
Через четыре года Быков снял еще один фильм на военную тему — «Аты-баты, шли солдаты…», во время съемок которого он перенес второй инфаркт. Одну из главных ролей в картине исполнил он сам, хотя изначально сниматься Быков не планировал. После того, как на роль ефрейтора Святкина не прошли пробы многие актеры, коллеги заявили режиссеру: «Леня, это же твоя роль. Неужели ты не видишь?» И они оказались правы.
В 1977 году за фильмы «В бой идут одни старики» и «Аты-баты, шли солдаты…» Леониду Быкову была присуждена Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко.
«Пришелец на этой Земле»
После фильмов о войне, Быков неожиданно взялся за другую тему. В 1978 году он приступил к съемкам фантастической сатиры на советскую бюрократию и общественные пороки «Пришелец» по повести Евгения Шатько «Пришелец-73». Он участвовал в нем в качестве автора сценария, режиссера и исполнителя главной роли инопланетянина Глоуза.
К следующему году на видеопленку были отсняты две части фильма. Судя по откликам критиков, картину ожидал успех. Но судьба распорядилась иначе.
Быков трагически погиб в автомобильной катастрофе на трассе «Минск — Киев» 11 апреля 1979 года, когда возвращался с дачи на своей «Волге». Артист решил обогнать трактор с мотокультиватором, но при обгоне столкнулся со встречным грузовиком. Быкова не спас даже ремень безопасности. Он погиб мгновенно. Ему было всего 50 лет.
Печальная весть взбудоражила общественность. Следствие велось очень тщательно, включая консультации с экспертами и автогонщиками. Проводились эксперименты на автодроме. В результате было доказано, что молодой водитель встречного грузовика невиновен. Быков был трезв, инфаркта у него также не было, иначе он отпустил бы педаль тормоза. Возможно, допустил оплошность из-за усталости.
По разным данным, Быков незадолго до смерти написал завещание на имя своих друзей — и Ивана Миколайчука. В нем он предчувствует: «Я уйду в ближайшее время, чувствую, что больше не протяну». Он просит позаботиться о его семье, продать машину, а также дает указания по организации его похорон.
«Пришельца» впоследствии переснял другой режиссер. В результате фильм вышел на экран под другим названием и с другим главным героем, рассказала редактор киностудии имени Довженко Эмилия Косничук:
Получился бездарный фильм, банальный и совсем не смешной. Анекдот же надо уметь рассказать! В «Пришельце» все держалось на Лене: на его придумках, жестах, пластике… Он сам был как пришелец на этой Земле.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео