"Артдокфест 2018": цензура, радикалы и сеансы под присмотром полиции
В Москве завершен фестиваль «Артдокфест», больше половины фильмов которого (в том числе из основного конкурса) не удалось показать в столичном кинотеатре «Октябрь» и питерском «Англетер». Независимый фестиваль документального кино давно вызывает плохо скрываемое раздражение власти. Сюда приходят, чтобы посмотреть фильмы о Борисе Немцове, Олеге Сенцове, кадры, снятые с украинской стороны донецкого фронта и многое другое, что невозможно увидеть на российских телеканалах. Помимо политики, много социальных тем и просто независимой документалистики. Минкульт, вскоре после того, как в нем появился Мединский, объявил «Артдокфесту» войну. Сначала обрубил финансирование. Не помогло: на сегодняшний день фестиваль удается проводить благодаря «Фонду Михаила Прохорова». Есть основания полагать, что именно из-за «Артдокфеста» Госдума вносила в этом году поправки в закон «О господдержке кинематографии», по которому фестивали теперь не могут показывать фильмы без прокатных удостоверений. Прокатные удостоверения для фестивальных показов — нонсенс, поскольку на фестивалях демонстрируется кино до его выхода в прокат. Такова мировая практика. Напряглись все, но государство тут же «исправилось»: без прокатных удостоверений смогут работать «официальные» фестивали, список которых утверждает… Министерство культуры. «Артдокфест» ни при каких обстоятельствах не сможет попасть в этот список — уж при Мединском точно. Цензурные функции ведомства расширяются, закон позволяет выключить рубильник тем, кто показывает «неправильное» кино. «Артдокфест» в итоге эмигрировал в Ригу, а в Москве и Питере показал только те фильмы, которые либо получили удостоверения, либо их сеансы оформили как мастер-классы, творческие встречи с героями и создателями и т.д. И президент фестиваля Виталий Манский за это еще ожидает исков от Минкульта. Зато давление радикалов-активистов ослабло. В прошлом году группировке SERB удалось сорвать московский сеанс фильма «Полет пули». На этот раз в один из дней они тоже подходили к кинотеатру, но были остановлены сотрудниками полиции. После инцидента в залах «Октября», где проходили сеансы «Артдокфеста», дежурили по трое полицейских. На следующий день удалось увидеть и одиночный пикет: женщина пыталась доказать зрителям, что Сергей Магнитский, именем которого назван закон США, вводящий санкции против высокопоставленных россиян, является преступником, а не жертвой. Что будет с фестивалем в следующем году, неизвестно. Пока же можно подвести итоги. Гран-при достался фильму «Лай собак вдалеке» датского режиссера Симона Леренга Вильмонта. Датчанин провел много времени в зоне военного конфликта на Донбассе. Он внедрился в одну из семей, чтобы понять, как меняется жизнь, если рядом прифронтовая полоса. Дети, играющие с гильзами и пистолетами. Взрослые, скрывающие от них страх. Снято блестяще — как будто срежиссированное игровое кино, однако сам г-н Вильмонт сказал «Собеседнику», что никаких приемов из художественной кинематографии вроде второго дубля не применял. Еще одно событие фестиваля — спецпоказ фильма «От рабства к свободе» о борьбе Натана Щаранского за право на выезд евреев из СССР. Тема, о которой известно вроде бы всё, показана в картине Аркадия Когана так, что не оторвешься. Да и не всё, как выяснилось, известно. Здесь — отношения Щаранского с супругой, которая боролась за него, осужденного в СССР, на Западе; подробности о суде над самим Натаном. Ему в итоге удалось не просто выехать из Союза (его переправляли в Западный Берлин из тюрьмы примерно по схеме Ходорковского), но и сделать в Израиле блестящую карьеру на госслужбе. Щаранский лично приезжал на показ в Москву со своими родственниками. Часть фильмов «Артдокфеста 2018» демонстрировалась в онлайн-кинотеатре artdoc.media. Ранее президент фестиваля Виталий Манский объяснял «Собеседнику», почему нельзя показать россиянам все фильмы через интернет. Виталий Манский: Кино подчинено желаниям министра