Ещё
Игра
Триллер
Купить билет
Аладдин
Приключение, Комедия, Семейный
Купить билет
Люди в черном: Интернэшнл
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Унесённые призраками
Мультфильм, Приключение, Аниме
Купить билет
Люди Икс: Тёмный феникс
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Ма
Триллер, Ужасы
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Годзилла 2: Король монстров
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Гори, гори ясно
Фантастика, Ужасы, Драма
Купить билет
Боль и слава
Драма
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Красивый, плохой, злой
Биография, Драма, Криминальный
Купить билет
Донбасс. Окраина
Боевик, Триллер, Драма
Купить билет
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Рокетмен
Биография, Драма, Музыкальный
Купить билет
Обитель страха
Вестерн, Ужасы
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Куриоса
Исторический, Мелодрама
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет
Щенячий патруль и Вспыш и чудо-машинки
Мультфильм, Приключение
Купить билет

«Хрусталь», «Generation П», «Сестры» и еще шесть фильмов про 90-е на постсоветском пространстве 

1990-е — легендарная эпоха в истории России, и она продолжает вызывать массу обсуждений и рефлексию в обществе и искусстве. Buro. предлагает посмотреть на «лихое» время глазами режиссеров постсоветского пространства.
«Москва» Режиссер: Александр Зельдович 2000
В «Москве», снятой по сценарию писателя Владимира Сорокина, сплелись жизни столичной богемы, бизнеса, криминального круга и мира искусства 90-х так, что, кажется, пытаться отрезать их друг от друга все равно что разделять сиамских близнецов. В центре истории — владелица бара и две ее дочери, одна — с психическим заболеванием, другая — с грядущей свадьбой с бизнесменом —криминальным авторитетом Майком.
Фильм Зельдовича, пожалуй, стоит записать в самые выдающиеся с точки зрения визуальности российские фильмы: композиция кадра, костюмы, свет и работа художника-постановщика тут на высоте. Все два часа «Москвы» от нее сложно оторваться, хотя сюжет развивается неспешно и периодически разбивается авангардными музыкальными номерами. На обаяние фильма работают тонко продуманные персонажи, каждый из которых получился своеобразным и оттого крайне интересным.
Приметы времени: бандиты, криминальные разборки, гостиница «Россия», теннис (любимый спорт Бориса Ельцина), котлован под «Москва-Сити».
«Страна глухих» Режиссер: Валерий Тодоровский 1997
Милая красавица Рита слепо влюблена в Алешу, а Алеша — игроман, задолжавший кучу денег. Из-за этих денег Рита тоже оказывается в опасности, чуть не став заложницей владельца казино, но сбегает оттуда вместе с глухой танцовщицей Яей. Яя хочет научить Риту жить, вытягивая деньги из мужчин, и убедить ее разорвать отношения с Алешей. Яя постоянно говорит, что им нужно накопить побольше денег и уехать в «Страну глухих», где всегда лето и тебе дают деньги просто, если ты глухой.
Тонкий и чуткий фильм Валерия Тодоровского, снятый по мотивам повести Ренаты Литвиновой «Обладать и принадлежать», при всей своей мрачной сюжетной канве с криминальными разборками и растоптанной любовью, дышит надеждой на лучшее, и это самое приятное послевкусие от просмотра кино, какое только можно получить. Темой предательства близкого человека и его прощения во имя любви «Страна глухих» напоминает другой важный фильм о 90-х — «Брата» Алексея Балабанова, вышедшего в том же году.
Приметы времени: бандиты, криминальные разборки, казино (в том числе корабли-казино на Москве-реке), желание уехать в мифическую страну, дарующую лучшую жизнь просто за факт переезда в нее (созвучно вере в мифологизированные США, где жизнь автоматически становится лучше, нужно только туда попасть).
«Брат» Режиссер: Алексей Балабанов 1997
Демобилизовавшись из армии, Данила Багров едет к своему брату в Санкт-Петербург. В родном городке Багровых говорят, что старший брат в Северной столице поднялся из «грязи в князи», но, встретившись с братом, Данила узнает, что тот работает наемным убийцей. Главный герой оказывается сам вовлечен в криминальные разборки.
Про фильм «Брат», кажется, уже сказали все — сложно спорить с тем, что пока что это главный российский фильм, вышедший после развала СССР. Про картину Балабанова принято говорить что-то вроде «стена в кинотеатре рухнула», подразумевая, что это кино так точно отображало тогдашнюю реальность, что зрители забывали, что смотрят на экран и что героев играют актеры. Так «Брат» стал документом эпохи, а Данила Багров надолго превратился в любимейшего киногероя россиян.
Приметы времени: бандиты, киллеры, криминальные разборки, рынок, цены в долларах, CD, видеомагнитофон, музыка Nautilus Pompilius.
«Хрусталь» Режиссер: Дарья Жук 2018
90-е в Минске, диджей и фанатка техно-музыки Веля рвется во что бы то ни стало получить американскую визу и увидеть Чикаго, откуда родом все ее техно-кумиры. Проблема в том, что для получения визы нужна справка с респектабельной работы, которой у Вели нет. Девушка решает купить справку о том, что работает на местном заводе хрусталя, а в итоге ввязывается в авантюру.
Дарья Жук сняла один из самых обсуждаемых русскоязычных фильмов года — историю о том, что родина так просто не отпускает, с яркой во всех смыслах главной героиней. Есть ли в том, что картина, снятая спустя почти 20 лет после окончания 90-х, все равно про 90-е, дань моде, симптом непроговоренной рефлексии по тем временам или признак, что на самом деле 90-е так никуда и не ушли? Хорошо бы, второе. В любом случае многие признаки эпохи там на своем месте и могут дать новой пищи для размышлений юным поклонникам Гоши Рубчинского, никогда не видавшим тех «лихих» времен.
Признаки времени: рынок, зарплата рабочим продукцией их фабрики, рейв в ангаре, кассетный плеер, невеста-блондинка с отросшими корнями и намертво залакированными кудельками на макушке, отсутствие мобильных телефонов.
«Кавказский пленник» Режиссер: Сергей Бодров-старший 1996
Молодого призывника Ивана отправляют в Чечню, где идет война. В горах после нападения он попадает в плен вместе с циничным и опытным прапорщиком Сашей, их вдвоем увозят в горный аул. Иван пытается узнать побольше о тех, кто захватил их, понять их культуру и взгляды на жизнь. Саша тем временем готовит побег, который заканчивается неудачей.
Льва Толстого не в этом году признали главным русским писателем и моральным ориентиром, как могло показаться. Есть ощущение, что, о чем бы ни писал Лев Николаевич, Россия пройдет через это снова и снова. Вот так и режиссер Сергей Бодров-старший взял в основу своего фильма о Первой чеченской войне середины 90-х рассказ «Кавказский пленник» о русском офицере, попавшем в плен к горцам во время Кавказской войны в Чечне XIX века.
Признаки времени: Первая чеченская война.
«Generation П» Режиссер Виктор Гинзбург 2011
Главный герой Вавилен — некогда интеллигент, потом продавец в ларьке, а потом и вовсе, по сути, две эти профессии в одном, то есть рекламный копирайтер, «криэйтор». Он создает ментальность русского человека 1990-х, подсовывая ему рекламные слоганы — броские фразы, способные сделать «Мальборо» национальной идеей, и в конечном счете попадает в политику.
Удивительно, что экранизация нашумевшего романа Виктора Пелевина была фильмом трудной судьбы, но режиссер Виктор Гинзбург снимал независимо и сам привлекал деньги к проекту, отчего производство несколько раз было на грани коллапса. Результат тем не менее выглядит как крепко сделанное произведение, будто выпестованное маститыми продюсерами. Картина, конечно, кишит образами 90-х, но вообще-то темы, которые поднимает роман Пелевина и его экранизация, сейчас стали даже еще острее —развитие интернета дало новые возможности мифотворчеству и консьюмеризму.
Приметы времени: ларьки, безработные интеллигенты, Борис Ельцин, Роман Березовский, пейджеры, доллары как главная валюта расчета, засилье наружной рекламы, песня «Что такое осень» группы ДДТ, малиновый пиджак, видеокассеты, Леонид Парфенов в телевизоре.
«Ты у меня одна» Режиссер: Дмитрий Астрахан 1993
Инженер Евгений Тимошин работает в Петербургском институте, подрабатывая по ночам грузчиком в магазине продуктов: после развала Союза его профессия потеряла в престиже перед бизнесменами и коммерцией. Он живет в раздолбанной квартире вместе с женой и дочерью-подростком. Жизнь Евгения всколыхнет сестра его друга детства, когда-то уехавшая с братом в США и влюбленная в Евгения.
В фильмографии Дмитрия Астрахана около половины фильмов — все про 90-е, потому что в те времена режиссер был одним из главных отечественных поставщиков кино на российские экраны. Тем не менее вторая работа Астрахана остается одной из самых гармоничных и удачных. Фильм основан на пьесе Олега Данилова «Мы идем смотреть „Чапаева“» («Не хочу ехать в Америку»). Выбор главного героя между благополучной Америкой и родной и любимой Россией — одна из важнейших тем российского кино 90-х и 2000-х.
Приметы времени: стремление вырваться в Америку, безработица среди интеллигенции.
«Сестры» Режиссер: Сергей Бодров-младший 2001
Дине — 8 лет, Свете — 13. Дина — дочь криминального авторитета Алика, который выходит на свободу из тюрьмы, а у Светы вообще нет отца. Девочек объединяет одна мать на двоих — Наталья. «Коллеги» Алика, другие бандиты, несправедливо обвиняют его в краже «общака» и начинают охоту на Дину, как на еще один способ давления для получения денег. Девочки вынуждены вдвоем спасаться по всему Подмосковью, пока Алик пытается уладить ситуацию.
Тот факт, что люди с образованием искусствоведа (Сергей Бодров-младший) и лингвиста-переводчика (Алексей Балабанов) снимали фильмы про бандитов, только доказывает, насколько сильно криминал был частью российской жизни 90-х. «Сестры» наглядно иллюстрируют ситуацию, в которой оказывались многие семьи того времени, если в них был хоть один бандит или бизнесмен, ведь в случае разборок под удар часто попадали родственники их участников. Дуэт юной Оксаны Акиньшиной и маленькой Екатерины Гориной и сегодня остается одним из самых удачных в российском кино.
Приметы времени: бандитские группировки, разборки, Чеченская война, возможность звонить только со стационарных телефонов, «Как упоительны в России вечера» группы «Белый орел».
«Чужая» Режиссер: Антон Борматов 2010
Киев, 1993 год, после разборки с перестрелкой бандит по прозвищу Бабай попадает в тюрьму. Главарь банды Бабая боится, что тот может выдать остальных участников группировки, и решает как гарант его молчания привезти сестру Бабая из Праги, где девушка зарабатывает проституцией. Задание отправиться в Чехию достается нескольким участникам группировки, которым предстоит найти девушку и отбить ее у цыган-сутенеров.
Название в духе бульварного романа, но на деле картина основана на книге-киносценарии свидетеля той эпохи Владимира Нестеренко, вышедшей в 2006 году в издательстве Ad Marginem. «Чужой» главную героиню прозвали не из романтических побуждений, а в честь фильма «Чужой» Ридли Скотта. В фильме это девушка с внешностью французской актрисы, говорящая как мужики за гаражами на окраине Челябинска. Вообще, все герои картины настолько отталкивающие, что «Чужая» создает то правильное желание вырвать с корнем всех бандитов и бывших бандитов из почвы родного Отечества, чтобы эти занозы больше не гноились здесь своим менталитетом.
Приметы времени: бандиты, криминальные разборки, кожаные куртки с трениками, adidas.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео