Войти в почту

Фильм о непростой жизни мигрантов в Москве стал претендентом на «Оскар»

Как бы ни ругали "Оскар", как бы ни критиковали его, вердикта киноакадемиков ждут во всем мире, поскольку золотой уродец - главный приз самой престижной кинопремии мира - является самой вожделенной наградой для всех киношников. Почти все счастливчики, что попали в шорт-лист, уже известны; до 22 февраля, когда будут объявлены номинанты на "Оскар", ждать еще долго, пока же разберем номинантов, окончательно же все выяснится на официальной церемонии вручения "Оскара" 24 февраля. Главная новость для нас - "Собибор" в номинанты не попал, но зато среди претендентов остался фильм "Айка" Сергея Дворцевого. Он, в частности, и о Москве. Не в самом радостном контексте, но и без чрезмерной черноты. Тема фильма - непростая судьба мигрантов. Суть коротко такова: молодая эмигрантка из Киргизии Айка нелегально живет и работает в Москве, куда она пробралась правдами-неправдами, поскольку на своей исторической родине не смогла найти ни счастья, ни надежды на нормальную жизнь. Случается нежелательная беременность, Айка рожает малыша и оставляет его в роддоме. Но проходит время, и Айку настигают материнские чувства - она начинает искать сына... В картине Дворцевого снялись Самал Еслямова, Джипаргуль Абдилова, Давид Алавердян. Москва в фильме - город, полный надежд, путь и призрачных. Да, родина не дала Айке возможности стать счастливой. И за счастьем она отправляется в чужую страну, делая ставку, как и сотни тысяч мигрантов, отчасти на чудо, отчасти на везение. Москва может дать человеку, причем любому, второй шанс. И первый шанс Айки был оставлен в Киргизии, второй дается тут. Трансформация, которая происходит с девушкой, показательна: изначально она оставляет ребенка, поскольку боится трудностей и того, что не сможет ждать ему счастья и достойной жизни, а потом понимает, что эти трудности - ничто, и они не так важны, как возможность быть вместе с сыном. Фильм трогательный, в чем-то страшный, откровенный и на фоне обсуждения миграционных проблем явно попадающий в тренд. Почему не прошел "отсев" "Собибор"? Миллион вопросов, миллион ответов. Но если посмотреть на предыдущие годы, то все же, наверное, в большинстве своем на "Оскаре" побеждали фильмы либо фантастические (как "Форма воды"), либо снятые на "актуальную тему" - как странный и явно не самый сильный, но болезненно-толерантный "Лунный свет", либо фильмы-биографии или около-биографии ("Бердмэн", "В центре внимания"), но никак не исторические драмы, основанные на реальных событиях, в которых еще, ко всему прочему, победителем и спасителем человечества является СССР. Конечно, "на руку" фильму играла тема: беспрецедентный рассказ о победе заключенных над концлагерным начальством, бунт по-настоящему сильного человека против системы - да, да, да и еще раз да такой теме! Однако сегодня, очевидно, не это в тренде... И если бы, конечно, узников "Србибора" освободили союзники, а не сила и гордость одного отдельно взятого еврея Андрея Печерского, шансов на "Оскар" у фильма было бы, думается, больше. Зато, заметим, в списке лучших короткометражных документальных лент встречаются "Женщины ГУЛАГа". Уж не этот ли американский фильм, снятый Марианной Яровской по ее же сценарию, затмил "Собибор" Хабенского? Ну и еще немного о фильме-претенденте "Айка" и его режиссере. Десять лет назад в Каннах Дворцево прославился фильмом "Тюльпан", став обладателем приза параллельного конкурса "Особый взгляд". В этом году он представил на конкурс свою социальную драму. 100-минутная картина - фильм художественный, но часто имитирует документальное кино. Канны воздали должное Дворцевому: его картина получила лучший приз за женскую роль. Теперь картина, представленная в категории "Лучший фильм на иностранном языке", попробует завоевать сердца киноакадемиков, а в прокат выйдет в начале будущего года. Говоря о том, что попадание в шорт-лист стало для него неожиданностью, Дворцевой отмечал, что шансы на получение самой престижной кинопремии мира у его фильма все же есть. Некоторое время назад Дворцевой так представлял совй фильм в одном из интервью: - В 2012 году 200 мигранток в Москве отказались от своих родившихся детей по причине бедственного положения. Тема мигрантов сегодня актуальна во всем мире. Фильм «Айка» - это шесть дней из жизни киргизской мигрантки в Москве. Глубокая психологическая драма. 99% кинополотна принадлежит главной героине. Сказка, а не роль. . Кроме "Тюльпана", Сергей Дворцевой прославился фильмом "Трасса" - он получил за него "Нику" в 2000 году. Российско-казахстанский режиссер создавал свою ленту совместно с режиссерами из России, Казахстана, Германии, Польши и Китая. Биться за попадание в финал с картиной Дворцевого будут колумбийские "Перелетные птицы", датский "Виновный", немецкий фильм "Работа без авторства", ливанский "Капернаум", японский фильм "Шоплифтеры", а также польская картина "Холодная война" и южнокорейский "Пылающий". Для Самал Еслямовой это второй фильм - она снялась в "Айке" и в "Тюльпане". Самал Эльясовна родилась в Казахстане, окончила актерский факультет ГИТИСа и еще студенткой прославилась, сыграв в "Тюльпане". Но по словам близких Самал, у нее никогда не было мечты стать актрисой - она мечтала о журналистике. Тем не менее, в минувшем ноябре она удостоилась Президентской стипендии в области культуры - равной 48 100 тенге (примерно 130 долларов), а буквально на днях получила звание Заслуженного деятеля культуры Казахстана.

Фильм о непростой жизни мигрантов в Москве стал претендентом на «Оскар»
© Вечерняя Москва