Вышел интерактивный фильм по «Чёрному зеркалу»
28 декабря на Netflix вышел фильм «Чёрное зеркало: Брандашмыг» — первое интерактивное игровое кино в истории стримингового сервиса. В нём зритель может самостоятельно влиять на развитие событий, выбирая один из предложенных вариантов. У картины есть пять концовок, а различных комбинаций сюжета — свыше триллиона. Всего создатели отсняли более 312 минут хронометража, и время просмотра в каждом отдельном случае также варьируется: «прохождение» «Брандашмыга» занимает от 40 минут до полутора часов. В пятницу, 28 декабря, в библиотеке Netflix появился фильм «Чёрное зеркало: Брандашмыг» — первая полнометражная картина (да, некоторые уже вышедшие эпизоды «Зеркала» длились по полтора часа, но позиционировались именно как серии) во вселенной известного сериала про возможные скверные последствия технологического прогресса. Что куда важнее, «Брандашмыг» стал ещё и первой интерактивной игровой лентой стримингового сервиса. Планы создания фильма, в котором у зрителя была бы возможность влиять на происходящее на экране, Netflix вынашивал довольно давно — и формально «Брандашмыг» не является первым подобным проектом в каталоге онлайн-кинотеатра. В 2017 году такой формат был обкатан на нескольких детских шоу — например, про Кота в сапогах из «Шрека» или про куклы из линейки Stretch Armstrong. Теперь дело дошло до полноценного «взрослого» кино. Согласно неподвластной зрителю части сюжета полнометражного «Чёрного зеркала», юноша Стефан (Финн Уайтхед) загорается идеей превратить фэнтезийную книгу-игру (это те, где надо часто перелистывать страницы) «Брандашмыг» в игру компьютерную — такую же интерактивную. Сам автор романа в процессе его создания сошёл с ума и убил собственную жену. Постепенно обычная и виртуальная реальности вокруг Стефана перемешиваются, и он погружается в жуткий психоделический кошмар. Сперва зрителю предлагают решать довольно незамысловатые задачи: к примеру, выбрать между двумя видами сухих завтраков. Однако с каждым разом ситуации становятся всё сложнее — так, Стефан рискует потерять рассудок, если вы не заставите его принять лекарство или рассказать те или иные вещи психотерапевту. Из-за этого «Брандашмыг» одновременно является и не является полнометражным: скорее всего, итоговый хронометраж большинства «зрительских версий» составит около полутора часов, но если приложить усилия, «пройти» его можно и за 40 минут. Съёмочный процесс занял пять недель, а в сценарии было прописано два с половиной часа действия. Всего для ленты отсняли свыше 312 минут материала, однако целиком (если это слово вообще применимо в данном случае) её посмотреть не получится ни у кого: как пишет Variety, уникальных фабульных комбинаций насчитывается более триллиона. Впрочем, по большей части они составляются из совершенно незначительных мелочей вроде тех же сухих завтраков, которые не оказывают почти никакого влияния на сюжет. Изначально создатели «Чёрного зеркала» Чарли Брукер и Аннабель Джонс крайне скептически отнеслись к перспективе внедрения интерактивных элементов в сериал, однако в ходе обсуждения идей для пятого сезона они придумали историю, наиболее эффективную именно в таком формате. По словам Брукера, он хорошо понимает своего главного героя, поскольку по сути они со Стефаном занимались одним и тем же. Повышенная степень эмпатии со стороны аудитории — именно то, чего хочет добиться Netflix. Вице-президент компании по развитию продукта Тодд Йеллин уверен, что зрители испытают более глубокие эмоции, если будут сильнее ощущать свою причастность к происходящему. «Если произойдёт что-то плохое, вы почувствуете себя ещё более удручённым, поскольку вы ответственны за это. Если персонаж одержит победу, вы почувствуете большее воодушевление, потому что вы сделали этот выбор», — приводит его слова The New York Times. В Netflix настроены если не на ещё одну революцию в потреблении контента, то хотя бы на дальнейшее расширение границ феномена ВпЗ (видео по запросу. — RT). Интересно, что окончательное внедрение новой технологии доверили сериалу, пропитанному паническим ужасом от новых технологий. Впрочем, в данном случае последнее слово всё равно останется за зрителем — если «Брандашмыг» не возымеет большого успеха, вряд ли Netflix продолжит движение в этом направлении. Удастся данный эксперимент или нет, заранее предсказать невозможно. До недавнего времени под интерактивным кино в первую очередь подразумевался жанр видеоигр — огромная популярность проектов студий Quantic Dream (Fahrenheit, Heavy Rain, Detroit: Become Human) и Telltale Games (The Walking Dead, The Wolf Among Us, Game of Thrones) — прямое тому доказательство. Впрочем, несмотря на стремление к максимальной кинематографичности в визуальном плане (Detroit действительно выглядит фантастически) и с точки зрения сторителлинга (Telltale смогли добиться киношной «неразрывности» в изложении событий), эти проекты всё равно ощущаются пользователем именно как игры, а не фильмы. Если процесс превращения игры в подобие фильма уже более-менее определён и понятен (первую попытку предприняли ещё в 1983 году), то обратный механизм пока не вполне ясен. В 2015-м в кинотеатрах нескольких стран мира одновременно транслировали фильм My One Demand («Моё единственное требование». — RT). В ключевые моменты находящимся в залах нужно было коллективно голосовать за тот или иной вариант развития событий с помощью смартфонов. По этой причине проект не соответствовал главной задаче интерактивного произведения — он не обеспечивал уникальный опыт каждого отдельного зрителя. Чем именно является полнометражное «Чёрное зеркало», не могут ответить даже его авторы — они вновь предпочли оставить решение за зрителем-игроком. Очевидно, что данный продукт всё же ближе к привычному нам кинематографу, но в то же время пытается быть чем-то большим.