«Ищите женщину»: пять фактов о съемках фильма
29 декабря в 13.45 телеканал «МИР» покажет старый добрый советский детектив-комедию Аллы Суриковой «Ищите женщину».
Париж. Накануне Нового года телефонистка нотариальной конторы Алиса Постик (Софико Чиаурели) не спешит домой. Она не замужем и живет одна, поэтому ей не стоит труда задержаться после работы. Но вдруг на ее глаза в контору входит мэтр Роше (Сергей Юрский), ее начальник, и падает на стол, из спины у него торчит нож. Алиса в шоке. Но успевает позвонить в полицию. Затем, как и полагается впечатлительной даме, она падает в обморок.
Приехавшая полиция в лице Максимэна (Леонид Ярмольник) не обнаруживает трупа. И сама Алиса не может объяснить, куда исчез мертвый начальник. Однако прибывший вслед за Максимэном инспектор Грандэн (Леонид Куравлев) не торопится закрывать дело. Во-первых, его смущает испачканная кровью скатерть. А во-вторых, он встречает в этой конторе свою давнюю знакомую, с которой он не виделся много лет. Ей оказывается сама Алиса Постик. Она очень активна, склонна к авантюрам, и тут же бросается ему помогать в расследовании.
Мы вспомнили пять закулисных фактов о съемках картины.
Елена Укращенок, которая сыграла машинистку мэтра Роше, после выхода фильма «Ищите женщину» снялась еще в двух эпизодах и покинула съемочную площадку окончательно. Ее больше привлекла другая стезя. Выйдя замуж за историка Эдварда Радзинского, она стала читать христианские стихи по радио и помогать людям избавляться от алкогольной зависимости.
Она довольно ярко воплотила на экране свою героиню, знающую себе цену, томную и ироничную машинистку, подтрунивающую над обитателями офиса, особенно над мадмуазель Бриссар. Хлёсткие фразы из уст её героини после выхода кинокартины на экраны разошлись на цитаты как афоризмы. Например, «Если мода требует, то и рога носят» или «Девушку украшает скромность… Да? Это когда нет других украшений».
Все сцены фильма играются в одном помещении. Все это не только режиссерский ход, но и вынужденная мера. Алле Суриковой, которая еще не была известным режиссером, на картину дали довольно скромный бюджет, и павильонные съемки стали выходом из ситуации. Чтобы придать живости и сделать так, чтобы зритель поверил, что действие происходит в Париже, во французском посольстве попросили какие-нибудь атрибуты парижан.
В результате в картине присутствуют изданный во Франции календарь 1982 года, телефонный аппарат и прочие мелочи. В кадре мелькают парижские газеты и журналы, а полицейскую фуражку Леониду Ярмольнику одолжил посольский охранник. Город появляется в кадре в самом начале. На экране под титрами плывут улицы, набережные. Снял их из окна своего автомобиля режиссер Георгий Данелия. Причем, это были любительские съемки, ни у кого разрешения на них он не спрашивал.
Если о выборе актрисы, которая должна была сыграть Алису, у Суриковой вопросов не возникло – она с самого начала продвигала на эту роль свою подругу Софико Чиаурели (и была, по общему мнению, абсолютно права), то ее партнера по сценам, вечно простуженного инспектора Грандена, должен был изначально играть Михаил Ульянов. Но у него была параллельная работа в театре им. Вахтангова, и он не вписался в график съемок.
Тогда она предложила худсовету две другие кандидатуры: Армена Джигарханян и Леонида Куравлева. Кандидатура Куравлева, который ассоциировался у зрителей с простаком сантехником Афоней, поначалу даже вызвала смех. Но, сравнив его с Джигарханяном, который, по мнению комиссии, должен распутать дело за двадцать минут, все поняли, что Куравлев должен сыграть Грандена.
На роль Максимэна пробовался Олег Меньшиков, но его на пробах обошел Александр Абдулов. С собой на площадку он привел друга – Леонида Ярмольника, который практически отобрал роль полицейского Максимэна у Семена Фарады. Тот даже обиделся на Аллу Сурикову. «Когда появился Ярмольник, я сразу поняла: Максимэн должен быть моложе, хотя бы потому, что так написано в пьесе, – вспоминала Сурикова. – У нас Леня Куравлев был уже не юн. А дуэт молодого и пожилого – это ведь гораздо интересней. В общем, извинилась я перед Сеней, который тогда все равно мне этого не простил. И взяла Ярмольника».
На роль мадам Бриссар пробовались куда более именитые, чем Людмила Дмитриева, актрисы: Любовь Полищук и Татьяна Васильева. А вот Елена Соловей попала в фильм даже без проб, в обход процедуре, потому что она на тот момент была звездой после выхода фильмов Никиты Михалкова с ее участием.