Кино по субботам #207
Причина, по которой кино остается любимым искусством большей части человечества, кроется в его (прости за пафос) возвышенности. Дистиллируя жизнь, кино показывает правду в крайней форме: грустную правду и веселую, жестокую и лиричную. Даже если это фантастика или сказка, это тоже правда, потому что кино — история, в которую хочется верить и веришь. Кино — это праздник при любых раскладах, независимо от того, что происходит на экране: трагедия или комедия. Сегодняшняя подборка последняя в этом году. Мы уверены, что ты найдешь время в предпраздничной суете на просмотр этих фильмов. И еще больше уверены, что в следующем году мы так же продолжим снабжать тебя рекомендациями классных фильмов. Ведь, к счастью для всех нас, кино не перестанут снимать никогда. 1. «Мне бы в небо» (Up in the Air), 2009 Снятая под занавес экономического кризиса социальная драма «Мне бы в небо», видимо, должна была стать сладкой пилюлей для всех пострадавших от этого тяжелого для всего мира этапа истории. Армия новых безработных (худшее последствие кризиса) — самый разумный бэкграунд, который можно было подобрать в этом случае. Что и сделали авторы «Мне бы в небо», взяв в качестве центрального персонажа юриста (Джордж Клуни), чьи основные обязанности заключаются в том, чтобы в наиболее мягкой форме говорить людям, что они уволены. И, естественно, в разгар кризиса работы у героя оказалось предостаточно. Отвергающий все ценности, выходящие за рамки профессиональных целей, персонаж Клуни словно олицетворяет собой капитализм — жестокий, обезличенный, лишенный всякой сентиментальности и чувства привязанности. И в этой череде увольнений, в которой люди сквозь слезы произносят жалостливое «Как же я теперь буду без работы?», будто бы формулируется расплата обществу за системную жадность. Чтобы понять, что все это время ты жил неправильно, кому-то нужно быть уволенным, кому-то — влюбиться. Но по какой бы траектории осмысления истины ни пошел человек, на финише его ждет предсказуемый и обнадеживающий вывод: самые главные в жизни вещи не имеют срока давности. 2. «Город воров» (The Town), 2010 Благодаря Голливуду мы наверняка знаем две вещи: 1) в Бостоне живет много плохих парней; 2) Бен Аффлек умеет снимать кино. В «Городе воров» объединены обе эти сентенции. Вторая режиссерская работа Аффлека, как и полагается творению постановщика-новичка, стремящегося рассказать обо всем и сразу, напоминает аппетитное канапе: слой гангстерского триллера пикантно приправлен тонким слоем уличной лирики. Давно известно, что бандит может быть хорошим. И по аллегоричному закону он всегда в итоге становится жертвой своих же проступков. Но прелесть в том, что данный фабульный подтекст не устареет никогда, так же как и никогда не надоест. Криминальная романтика — то, на чем держался весь отечественный кинематограф на рубеже 90-х и 00-х, а в Голливуде и вовсе стояло у истоков, — всегда останется востребованной. Поэтому может показаться, что, выбрав сюжет про банду налетчиков, чья тяга к преступлениям заложена, видимо, на генетическом уровне, Аффлек всего-навсего пошел по пути наименьшего сопротивления. Но на самом деле нет. Просто в этой криминальной истории с надуманными перестрелками, погонями и многозначительными взглядами правды жизни больше, чем в повседневности каждого из нас. А потому, черт возьми, это интересно. 3. «Гравитация» (Gravity), 2013 Эта история астронавтов, по нелепой случайности оказавшихся за бортом космической станции, в свое время наделала много шума. 7 «Оскаров» из 10 номинаций — это еще полбеды. А вот 700 млн кассовых сборов при бюджете 100 — успех, которым способна похвастаться далеко не каждая картина. Может показаться, что своей популярности фильм обязан выбранной теме. Космос всегда был приманкой для зрителя, выводя на орбиту великое множество противоречивых метафор. Но абстрагируясь от приземленных трактовок успеха «Гравитации», мы в качестве основной причины все же назовем создателей данного фильма. Ведь нужно обладать космическим мастерством, чтобы снять камерный триллер с такой плотностью саспенса, что в него хоть клинья вбивай, сохранив при этом должный пиетет научной достоверности. Режиссер Альфонсо Куарон в знакомой связке с оператором Эммануэлем Любецки методами технического перфекционизма преодолели пределы не только гравитации, но и собственного таланта. За 90 минут экранного времени, поделенного между всего двумя-тремя персонажами, тебе, как зрителю, не захочется даже моргать, чтобы не пропустить ненароком что-нибудь интересное. Но главную идею картины не проморгаешь. Ценность жизни не уменьшается в такт гравитации, оставаясь на орбите такой же, как и на земле. Про ценность этого фильма, к слову, можно сказать то же самое. 4. «Мексиканец» (The Mexican), 2001 Фильмов, комбинирующих разные жанры, за всю историю кино было снято немало. Удачными среди них оказываются далеко не все. «Мексиканец», сочетающий в себе, казалось бы, совершенно противоположные жанры (криминальный боевик вкупе с приключенческой комедией), берет как раз своей универсальностью. Из пролога становится известно, что один мексиканский оружейник однажды сконструировал на свою голову револьвер, который назвал «Мексиканец». Спустя примерно сто лет местечковый босс мафии поручает своему подчиненному (Брэд Питт) поехать на родину текилы, найти этот револьвер и привезти ему. И без того не лишенный служебных проблем, герой Питта вдобавок обременен недовольством жены (Джулия Робертс), требующей развода. Где-то между ними затесался матерый киллер (Джеймс Гандольфини) с неоднозначными мотивами. Происходящая по обе стороны границы США–Мексика эта криминальная история, скатывающаяся то в сентиментальную иронию, то в бандитскую притчу, то в откровенный фарс, напичкана таким количеством образов, сюжетных поворотов и жанровых аллюзий, что способна оставить после себя лишь чувство приятного насыщения. Это когда ты съедаешь большой вкусный ужин и вместе с удовольствием получаешь долговременную сытость. 5. «Смотри по сторонам» (Better Watch Out), 2016 Актуальная, как ни в одной другой нашей киноподборке, эта рождественская история, словно упакованный в яркую бумагу подарок, скрывает в себе много неизведанного и жутко любопытного. Отождествляемая на первый взгляд с культовым «Один дома», картина «Смотри по сторонам» несет в себе гораздо больше сюжетных и жанровых расхождений, которые ставят на ней эксклюзивный для этой темы возрастной рейтинг «Только для взрослых». В какой степени этот фильм является ужасом, триллером или комедией — не так важно. Важно, что данная комбинация неплохо показывала себя в аналогах, а уж на фоне рождественских декораций и вовсе выглядит зачетной. По сюжету в празднично оформленном доме двенадцатилетний мальчик наедине со своей няней находятся в радостном предвкушении Рождества. Но идиллию нарушают взломщики, причем гораздо опаснее тех, с которыми воевал Маколей Калкин, и с совершенно другими мотивами. В итоге кто кого вынужден защищать (няня — ребенка или ребенок — няню) — вопрос такой же многослойный, как и то, какими средствами они будут это делать. В одном можно быть уверенным точно: злодеям из «Один дома» повезло гораздо больше.