Ещё
Покемон. Детектив Пикачу
Мультфильм, Приключение, Фэнтези
Купить билет
Джон Уик 3
Боевик, Триллер
Купить билет
Мстители: Финал
Боевик, Приключение, Фантастика
Купить билет
Дом, который построил Джек
Триллер, Ужасы, Драма
Купить билет
Отпетые мошенницы
Комедия
Купить билет
В метре друг от друга
Мелодрама
Купить билет
Зелёная книга
Биография, Комедия
Купить билет
Большое путешествие
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Миллиард
Боевик, Приключение, Комедия
Купить билет
Нуреев. Белый ворон
Биография, Драма
Купить билет
Маугли дикой планеты
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Миа и белый лев
Приключение, Семейный
Купить билет
Отель Мумбаи: Противостояние
Исторический, Триллер, Драма
Купить билет
Пылающий
Детектив, Драма
Купить билет
Братство
Триллер, Военный
Купить билет
Букашки 2
Мультфильм, Приключение, Комедия
Купить билет
Щенячий патруль и Нелла, отважная принцесса
Мультфильм, Приключение
Купить билет
На Париж
Исторический, Комедия, Военный
Купить билет
Варавва
Биография, Исторический, Драма
Купить билет
Коридор бессмертия
Драма, Военный
Купить билет

«Теплый ламповый звук»: Первому массовому советскому и украинскому магнитофону исполнилось 70 лет 

Фото: Украина.ру
В 1964 году на советские киноэкраны вышел остросюжетный детектив «Государственный преступник». Главную роль в нем исполнил молодой, но уже любимый миллионами советских зрителей и известный за рубежом актер Александр Демьяненко, который через несколько лет увековечит образ вечного студента — Шурика. Он играет молодого сотрудника Комитета госбезопасности, который вместе с коллегами разыскивает нацистского коллаборанта, убивавшего мирных жителей в годы Великой Отечественной войны.
Действие ленты протекает в основном в Ленинграде и Риге. Но у происходящего на экране есть крепкие связи с Украиной. Начинается фильм в неназванном южном городе, где творили свои злодеяния нацисты и где идет открытый судебный процесс над шефом зондеркоманды Бергом, во время которого выясняется, что у того был подручный из советских граждан — некий Золотницкий. Ключевую роль в этом эпизоде, да и во всем фильме играет военфельдшер Нина Семенова, роль которой исполнила блистательная Клара Лучко, родившаяся под Полтавой.
Она не единственная артистка из Украины в этом фильме. Так, роль главной героини исполнила уроженка Сталино (ныне это Донецк) Алина Покровская. Через семь лет она сыграет Любу Трофимову в фильме «Офицеры». Эта роль прославит ее по всему СССР и сделает одной из любимейших актрис советских военных. Роль напарника героя Демьяненко — еще одного молодого офицера КГБ — в фильме играет выпускник Киевского института театрального искусства имени Карпенко-Карого Валерий Никитенко.
В свою очередь, роль начальника молодых чекистов исполнит один из немногих настоящих лениградцев в фильме — Петр Кадочников. За 17 лет до этого фильма он прославился как Алексей Федотов — главный герой снятой в Киеве картины «Подвиг разведчика». По сюжету Федотов должен был выкрасть в Виннице секретные документы гитлеровцев. Его прототипом считается столь ненавидимый нынешними украинскими националистами разведчик Николай Кузнецов, погибший в боях с ныне чествуемыми на Украине бойцами УПА (запрещенная в РФ организация) в 1944 году.
Главного антигероя «Государственного преступника» сыграл уроженец Екатеринославской губернии (ныне место рождения актера находится в границах города Донецка) Сергей Лукьянов. Это была его последняя кинокартина. Примечательно, что всесоюзную славу и любовь он завоевал в роли Гордея Ворона, главного героя фильма «Кубанские казаки» 1949 года. В 1964 году он, напротив, сыграл резко отрицательного персонажа.
Но был в «Государственном преступнике» еще один «актер» родом из Украины. В одном из эпизодов антигерой — летчик «Аэрофлота» — приглашает сотрудника КГБ в гости к себе домой. Сцена в гостях начинается с того, что герой Лукьянова запускает бобинный магнитофон. В другой сцене он уже чинит этот аппарат, и мы можем увидеть даже внутренности чуда советской техники.
Днепр-10 Государственный преступник
Собственно, это и есть тот самый «актер» — магнитофон «Днепр-10», выпуск которого начался в 1960 году. По сюжету фильма герой Лукьянова весьма неплохо зарабатывает — его готовятся перевести на международные рейсы — в Стокгольм, о чем он с гордостью и сообщает.
У «ведущих» его чекистов все гораздо скромнее. В кабинетах у ленинградских сотрудников КГБ стоит радиола «Даугава», а у их рижских коллег — радиоприемник «Рига-10». В общем, главный злодей оказывается еще и самым продвинутым в плане музыкальной техники.
Сама история бобинных магнитофонов «Днепр» начинается в 1949 году в Киеве. Именно в тот год Киевский музыкальный комбинат, который в будущем переименуют в завод «Маяк», начал выпуск первого в СССР серийного бытового магнитофона. Новинка получила название «Днепр». Под таким названием магнитофон просуществовал всю свою историю. Лишь через 11 лет, в 1960 году, магнитофон «украинизировали», переименовав его в «Дніпро». Последняя модель вышла в 1969 году. Вся линейка «Днепров» была ламповой.
Первый экземпляр был однодорожечным. Он работал с лентой длиной 500 м на сердечниках и имел две скорости движения ленты — 18 и 46,5 см/с. При этом данный магнитофон имел одну интересную особенность: у него лента на подающий сердечник наматывалась рабочим слоем внутрь, а на приемку — рабочим слоем наружу. Это позволяло не запускать ленту по ошибке в обратном направлении.
Дебютный «Днепр», хоть и весил 29 кг, был переносным. При этом его критиковали за неудачную эргономику, неточное изготовление деталей, высокие уровни шумов и перегрев двигателя.
Тем не менее на первом магнитофоне киевские производители не остановились. Последовал выпуск и других моделей.
Коллекционной редкостью среди них является «Днепр-8», который начали выпускать в 1954 году. Это портативный магнитофон с батарейным питанием, разработанный на основе репортерского МИЗ-8, выпуск которого начался годом ранее.
В 1960 году «Днепр» стал «Дніпром». Эта украинизация названия «Днепра» не только не сказалась на качестве магнитофона, но и подложила своеобразную свинью нынешним украинским националистам, в частности одиозной «свободовке» Ирине Фарион и подобным ей. Она известна беспощадной борьбой с шансоном. Знала бы Фарион, что именно благодаря магнитофонам «Дніпро» этот жанр и получил свое развитие. В начале 60-х годов ХХ века собиратель городского фольклора Рудольф Фукс в Ленинграде сделает записи будущего короля русского шансона Аркадия Северного (Звездина) именно на детище киевского завода.
«У меня в то время был магнитофон уже, по-моему, «Днепр-5». Более приличный российский, вернее, советский магнитофончик «Дніпро», — поправляет себя Фукс в одном из интервью, рассказывая о том, как начал, тогда еще только для себя, записывать Северного.
Ряд других исследователей истории советского шансона и эмигрантской песни однозначно утверждает: Фукс для записей Северного использовал «Дніпро-11». Более того, согласно рассказам Фукса, именно на «Дніпро-11» был в 1975 году записан «Первый одесский концерт» Северного в Ленпроекте, разошедшийся подпольными копиями по всему Советскому Союзу. Кстати, многие любители и ценители шансона так и не смогли тогда поверить, что «одесские песни» исполняют совсем даже не старые и потрепанные жизнью одесситы, а молодые лениградцы.
Слава Северного после концерта прогремела не только в СССР, но и за его пределами. Вырос интерес и к шансону, и к одесской городской культуре, также ненавидимой украинскими националистами. И во всем этом свою роль сыграл скромный магнитофон «Дніпро». Остается лишь добавить, что Фукс, помимо Северного, стал «крестным отцом» многих других шансонье. Музыкой, которую он помогал создавать, вдохновлялись многие модные в мире группы, в частности Gogol Bordello.
Последней моделью ламповых «Днепров» стал магнитофон «Дніпро-14». В нем уже была предусмотрена возможность наложения записей, введена кнопка «Стоп-миг» (по факту, нынешняя «пауза») и возможность дистанционного управления. На основании этой модели создали «Дніпро-14А», выпуск которого начался 20 лет спустя после первого «Днепра» — в 1969 году.
После того на заводе производили уже транзисторные магнитофоны «Маяк-201». Так эпоха ламповых «Днепров» канула в Лету.
Тем не менее наработки, полученные при создании этого «семейства», помогли в 1973 году выпустить первый магнитофон высшего класса «Маяк-001-стерео», который также производили киевляне. Магнитофон записывал и воспроизводил звук в форматах «моно» и «стерео». В 1974 году он получил золотую медаль на одной из международных выставок. В СССР этот магнитофон был дефицитом, а некоторые из его комплектующих закупали за рубежом.
Сейчас на киевском «Маяке» уже не до музыки. Теперь там собирают оружие — копии и модернизированные модели автоматов Калашникова. А жители бывшего СССР позабыли, что когда-то наслаждались музыкой, исходящей не из японских, китайских или других зарубежных проигрывателей, а из магнитофонов, произведенных на берегу древней русской реки Днепр.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео