Войти в почту

Как Марк Захаров и Леонид Гайдай соревновались в экранизации «Двенадцать стульев»

2 января 1977 года Центральное телевидение СССР начало показ четырехсерийного художественного фильма Марка Захарова. В ролях был звездный состав советского кинематографа: Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Ролан Быков, Савелий Крамаров, Георгий Вицин… Кто был первым Остапом больше по теме Чудак, Остап Бендер, дядя Митя: 7 знаковых ролей Сергея Юрского в киноTeleprogramma.pro вспоминает самые узнаваемые образы Сергея Юрского на киноэкране. Мы желаем актеру скорейшего выздоровления!Ну, начнем с того, что ни Гайдай, ни Захаров не были первыми, кто экранизировал роман Ильфа и Петрова. Самыми первыми стали поляки в кооперации с чехами. Они не стали менять название романа, но адаптировали под себя имена главных героев. Так Остапа Бендера в этом фильме звали Камил Клепка и увидел он свет в 1933 году. Следующими стали англичане. Их фильм назывался «Пожалуйста, не вставайте». Действие происходило в Манчестере, сюжет хоть и был взят из романа, но его сильно изменили. Где-то в середине тридцатых годов во время вояжа по Америке, Ильф и Петров получили предложение написать либретто для голливудской версии фильма. Было отпечатано 22 страницы, но фильм так и не состоялся, вдобавок ко всему был утерян предоставленный авторами сценарий. Кошка бросила котят Первый Киса Воробьянинов в польской экранизации 1933 года. Кадр из фильма «12 стульев» больше по теме Сулейман Берта Мария Бендер-бей: Семь лиц «великого комбинатора»Остапа Бендера с полным правом можно назвать самым обаятельным мошенником мировой литературы. В следующей экранизации «Двенадцати стульев» его сыграет Дмитрий Нагиев, и это, наверное, логичный выбор. Конечно, для кого-то гладко выбритый череп «великого комбинатора» может оказаться сюрпризом, но история знала и не таких Остапов.В родном СССР долго не снимали «Двенадцать стульев», несмотря на то, что роман был популярен. Вся беда, как это часто бывало, состояла в том, что цензура то запрещала, то разрешала произведение в печать. И неизвестно, какие запреты или репрессии в связи с этим сулил завтрашний день. Валентин Катаев, в свое время ставший «крестным отцом» романа, осознав, что он опасен для своих авторов, быстренько открестился и от Ильфа с Петровым, и от всего мебельного гарнитура скопом. Зритель против критиков Это танго сделало знаменитой Любовь Полищук. Кадр из фильма "12 стульев" (1977 г.) больше по теме Сын Любови Полищук показал восьмилетнюю внучку актрисы, которая растет ее точной копиейНа днях сын Любови Полищук Алексей Макаров поделился снимком со своей дочкой Варварой. Поклонники заметили, что девочка все больше становится похожа на свою известную бабушку.В 1956 году запрет на роман был, наконец, снят. Но режиссеры еще долго присматривались к реалиям времени, прежде чем взялись за экранизацию. Первым был Гайдай. И сколько же критики на него вылилось! Чего стоит только высказывание Григория Козинцева, режиссера и преподавателя, чьим выпускником был Эльдар Рязанов… Козинцев объявил Гайдая «хамом, прочитавшим сочинение двух интеллигентных писателей». У каждого режиссера свое видение будущего фильма. Но не каждый решается на экранизацию, особенно, когда до него это уже сделано, и сделано отменно! В 1971 году, когда фильм Гайдая вышел на экраны, он немедленно стал лидером кинопроката того года – его посмотрело около сорока миллионов человек. Все было как в последних кадрах: поиск лишнего билетика, толпы зрителей, спешащих в кинотеатры. Пан или провал Тайный союз Меча и Орала. Кадр из фильма «12 стульев» (1977 г.) больше по теме Марк Захаров до сих пор тоскует по жене и не может смириться с ее смертьюВ свой юбилей режиссер вспоминает о главной женщине своей жизни. Его супруги Нины Лапшиной не стало четыре года назад.Так что, когда Захаров заявил о желании снять четыре серии своих «Двенадцати стульев», многие крутили пальцем у виска, пророча ему оглушительный провал. Ведь с момента гайдаевского фильма прошло всего 5 лет, а зрителю очень полюбился Бендер в исполнении Арчила Гомиашвили. Но, как мы знаем, режиссер вовсе не прогадал. Его подача несколько карикатурна и отсылает зрителя во времена кинематографа, когда он был ровесником великого авантюриста. Интерьеры и окружение гротескны, все наигранно и водевильно. И только переживания серого несчастного человечка Кисы Воробьянинова на этом фоне кажутся настоящими и пронзительными. Вечная битва титанов - Месье… Же не манж па сис жюр… Кадр из фильма «12 стульев» (1977 г.) больше по теме Лариса Голубкина призналась, что Андрей Миронов «поссорил» ее с дочерью МашейНародная артистка стала гостьей передачи Юлии Меньшовой.Будто в пику Гайдаю Марк Захаров пригласил на главные роли Андрея Миронова и Анатолия Папанова, которых Гайдай в свое время забраковал на кинопробах. Мало того, роли получили еще десять человек из тех, кто уже сыграл в «Стульях» Гайдая. С той поры не было снято ни одной заметной экранизации «Двенадцати стульев». Лишь в 1985 году был поставлен балет на музыку Геннадия Гладкова. Немецкий режиссер Ульрике Оттингер в 2003 году создал картину, сценарий которой адаптирован под комик-труппу «Маски-шоу». В том же 2003 вышел одноименный мюзикл, да и все. Если не считать предновогоднюю телекомедию 2005 года, в которой роли раздавались звездам эстрады. - Заграница нам поможет! Запад – с нами! Кадр из фильма «12 стульев» (1977 г.) Кроме сюжета и действующих персонажей, у двух картин нет ничего общего. Один фильм – авантюрно-приключенческая история, второй – музыкальная комедия. Один фильм художественный, а второй телевизионный, полностью снят в павильонах. Но вот уже больше сорока лет не утихают споры, чей фильм лучше: захаровский или гайдаевский. Ответа нет и не будет, но пока будет стоять этот вопрос, интерес к двум Остапам никогда не остынет.

Как Марк Захаров и Леонид Гайдай соревновались в экранизации «Двенадцать стульев»
© Teleprogramma.pro