Русские танки в Рудных горах. Достоинства и провалы военного блокбастера «Т‐34»
Лязг гусениц и оглушительный звон ударов снарядов, отраженных броней, танковые засады и дуэли — весь этот арсенал переживаний игрока в «World of Tanks» хочется перенести на экран, приперчить военно-патриотическим драйвом, а после получить переполненные кинозалы и сумасшедшие кассовые сборы. Но почему-то получается не очень. Источник фото: кадр из фильма «Т-34» Фильм «Т-34», вышедший на широкий экран в первый день 2019 года, — уже третья за последние месяцы попытка нашего кино раскрыть танковую тему. Сперва был гламурный сталинистский водевиль Кима Дружинина «Танки», с треском провалившийся в прокате. Затем последовал «Несокрушимый» Константина Максимова, и вновь провал, хотя и не такой трескучий, но несомненный — фильм снова не вытянул даже своего бюджета. Третья попытка танкового прорыва — «Т-34» Алексея Сидорова — имеет все шансы на успех. Ей выделен лучший из возможных прокатных периодов — новогодние праздники, когда даже сильный конкурент в виде возвратившейся к новому поколению Бэнксов суперняни Мэри Поппинс не помеха — в конечном счете времени достаточно, чтобы сходить на оба фильма. Однако бюджет картины настолько впечатляющий — 600 миллионов рублей, что, чтобы его оправдать, ленте следует прыгнуть «выше головы». А получится ли это, пока сказать трудно. На каждое достоинство «Т-34» приходится крупный недостаток, и прием зрителя восторженным точно не будет. Начинается фильм со сцены нелепой, но эффектной — грузовичок-полуторка с прицепленной полевой кухней, петляя уходит от немецкого танка, используя идеальное знание лейтенантом Ивушкиным в исполнении Александра Петрова хронометража и баллистики немецких танковых пушек. Отдает это все некоторой клюквенностью, но разве кто против клюквы, если она веселая и наша? Затем следует великолепный бой за подмосковную деревню между одинокой тридцатьчетверкой Ивушкина и немецким танковым взводом под командой оберлейтенанта Ягера, обросшего бородой, что твой капитан «Старик» из культового немецкого фильма «Подводная лодка». Бой снимался на родине маршала Жукова в деревне Стрелковка, где построили специальные декорации, включая церковь с колокольней (правда, какого-то западноевропейского типа) и действительно смотрится великолепно. Правда, не оставляет вопрос — как бы все вышло, если бы Ивушкин не закончил ударом по немецкому командирскому танку, а начал с него, тем самым обезглавив противника. Источник фото: кадр из фильма «Т-34» Так или иначе, после боя лейтенант Ивушкин оказывается в плену, в концлагере на территории Германии. Нам показывают своего рода «Собибор» здорового человека, лишенный характерного для фильма Хабенского нездорового эстетства. И вот в 1944 году в дурную голову все того же Ягера приходит мысль потренировать немецких танкистов на «живой» русской тридцатьчетверке с хорошо подготовленным экипажем. Ивушкину предоставляется второй шанс — он и его танк вырываются с немецкого полигона и… устремляются к чехословацкой границе. Почему пересечение границы протектората Богемии и Моравии должно принести свободу советским военнопленным, не сообщается. На деле в протекторате царил более жесткий оккупационный режим, чем в Германии. Чтобы оказаться среди своих, следовало уйти гораздо дальше — в Словакию, где как раз разгорелось антинацистское восстание, в котором принимали участие и три тысячи освобожденных советских военнопленных. Но как раз о Словакии в фильме не говорится ни слова. Главное достоинство «Т-34» — искренне переживаешь за наших. Александр Петров вообще отличный актер, и роль в доску своего героя ему удается просто великолепно. Танковые бои — эффектны, хотя их изрядно портит «замедленная съемка», фирменный знак плохой режиссуры и операторской работы. Ребята — мы кино пришли смотреть, а не мультик. Но эти достоинства фильма отягощаются его продолжительностью. Больше двух часов без всякой на то художественной надобности. Такое ощущение, что гонорары съемочной группы были привязаны к месту съемки. В результате значительную часть фильма занимают картины верхненемецкой природы и совершенно необязательные сцены, вроде радостного купания героев в тюрингском озере. Ленту вполне можно усушить вдвое без всякой потери для смысла. Источник фото: кадр из фильма «Т-34» Изрядно раздражает довольно навязчивая коммунистическая пропаганда, которая явно превышает надобности, необходимые для передачи атмосферы эпохи. Допустим, фраза «Я тебя как Сталина ждал» звучит реалистично. Действительно, в каждой советской школе был потрет Ленина, но бесконечно фиксировать на нем камеру смысла нет. Но ответ «Служу трудовому народу!» в 1941 году уже не по уставу — с 1937 года говорилось «Служу Советскому Союзу!». А фраза «Знать как Интернационал» вместо исторического русского фразеологизма «Знать как Отче наш» звучит просто-таки нелепо: ни тогда, ни впоследствии ни один из советских гимнов наизусть знали отнюдь не все. Если сцена, как русский танк подъезжает, пугая немецких фрау, на автобусную остановку и забирает Ирину Старшенбаум, выглядит абсурдно, но хотя бы смешно и символично, то полное недоумение производит «захват» русским танком немецкого городка с ограблением немцев на капусту, морковку (где уж тогда колбасы и ветчина?), католическую икону и совсем уж неуместное в тех обстоятельствах пиво. Выглядит это слишком серьезно для комедии и слишком по-шутовскому для серьезных действий беглецов в серьезных обстоятельствах. А значительной частью зрителей будет прочитано как отсылка к фальшивой теме «русского мародерства» в Германии-45. Ну, а главное — изрядно раздражает основная идея фильма, состоящая в том, что немец Ягер, этакий наследник старой рыцарской культуры, упорно хочет устроить «турнир» и «дуэль» с русским лейтенантом, а тот фактически пользуется проявляемым немцем «благородством», так как живет в абсолютно неигровой вселенной и вообще не рыцарь, а обычный крестьянин. Этот мотив — излишне аристократичный и игровой немец, которого обдуривает практичный русский (или американский) «вахлак» — встречается в современном кино о Второй мировой постоянно. И это глупость несусветная. Нацисты не были «рыцарями», они не устраивали «дуэлей». Никакой штандартенфюрер СС не стал бы бросать перчатку русскому лейтенанту и устраивать нелепую дуэль на мосту, в которой вместо поражения вражеского танка с одного выстрела он пытается «поиграть». Он сразил бы тридцатьчетверку Ивушкина с первого же выстрела, если бы смог… И уж тем более не стал бы красиво добровольно падать в пропасть. Можно понять желание кинематографистов придать военной игре больше благородства, чем было в ней на самом деле. Но поскольку кино о Войне — это не только искусство, но и, прежде всего, патриотическое воспитание, то незачем морочить нашей молодежи головы заведомыми мифами. Никто с нами в рыцарский турнир играть не будет, и рассчитывать на это нельзя. Нацисты считали русских недочеловеками и никаких соглашений не исполняли и исполнять намерены не были. И полагаться русскому солдату на благородство эсесовца (пусть и с целью его перехитрить) было бы глупо. А выставлять русских, злоупотребляющими мнимым «доверием» врага — и вовсе вредная установка. Такова главная «идейная» претензия к фильму. К сожалению, из киноработ последнего времени о Великой Отечественной Войне ни одна высокобюджетная постановка так и не дотянула до малобюджетного народного фильма «28 панфиловцев» ни по четкости патриотической идеологии, ни по ясному рисунку военного фильма. Русского ответа американской «Ярости» снова не получилось. И подвиги наших танкистов, реальные подвиги, такие как действия танковой бригады Катукова осенью 1941 года и дальнейшие действия танковой армии этого легендарного военачальника до сих пор остались не воспеты. Хотя можно было бы, к примеру, экранизировать прекрасные высокохудожественные книги комиссара катуковцев Николая Поппеля, в особенности «Танки поворачивают на Запад». Но при всем при этом, выходя из зала, о потраченном на «Т-34» времени не жалеешь (хотя, повторюсь, его вполне можно было урезать минут на 40), а многие даже аплодируют, несмотря на то что фильм про танкистов почему-то завершается песней «А мы с тобой, брат, из пехоты…». Поддержать отечественное кинопроизводство можно и нужно, посмотреть этот фильм — интересно. Жаль, что пересматривать вряд ли захочется.