7 красивых и захватывающих фильмов о разных эпохах в искусстве
Искусствовед, основательница школы популярного искусства OP-POP-ART и автор книги «Влюбиться в искусство: от Рембрандта до Энди Уорхола #op_pop_art» Анастасия Постригай рассказывает, какие фильмы посмотреть на каникулах, если вы неравнодушны к историям художников и их шедевров.
"Караваджо" (2007). Эпоха: барокко
О художнике Караваджо можно рассказывать долго: дебошир и скандалист, соблазнитель и гуляка, а еще - убийца и беглец. Судьба Караваджо отражает название эпохи, героем которой он был: барокко восходит к португальскому pérola barroca — «жемчужина с пороком». Трудно представить себе жемчужину с большим, чем у Караваджо, числом “неправильностей”. Но, к счастью для нас, дурной нрав художника с лихвой окупался его великим талантом, о чем и повествует двухсерийный байопик Анджело Лонгони.
"Девушка с жемчужной сережкой" (2003). Эпоха: золотой век голландской живописи
Маленький по размеру, изящный и скромный шедевр Яна Вермеера до сих пор не разгадан: искусствоведы так и не смогли понять, кто же изображен на портрете. Фильм со Скарлетт Йоханссон в главной роли, напротив, тайны никакой не оставляет, но верить ему следует с осторожностью. Очаровываясь Вермеером в исполнении Колина Ферта, помните, что сценарий написан по одноименному роману Трейси Шевалье, где с самого начала предупреждают о случайности всех совпадений с реальным положением вещей.
"Призраки Гойи" (2006). Эпоха: романтизм
Во все времена жили красавицы и чудовища, но не всегда рядом с ними оказывались такие тонко чувствующие свидетели, как Франсиско Гойя. Режиссер Милош Форман говорил, что снял фильм об ужасах испанской инквизиции и только потом — о художнике. Интересуетесь вы первым или вторым — неважно, но после просмотра ни у кого не повернется язык назвать «Капричос» Гойи плодом больной фантазии.
"Уильям Тернер" (2014). Эпоха: романтизм
Мало кто знает, что у импрессионистов был кумир — правда, ушедший из жизни задолго до того, как Моне, Ренуар и Дега вошли в историю живописи. Уильям Тернер был влюблен в солнце и воду, создавал потрясающие пейзажи и презирал современников-прерафаэлитов. Режиссер Майк Ли увидел художника сложным и своенравным, каким тот, по многим свидетельствам, и был. Тем приятнее смотреть фильм, который, как и картины Тернера, отличается безупречным сочетанием красок и света.
"Воскресенье за городом" (1984). Эпоха: импрессионизм
В главном герое фильма Бертрана Тавернье — мсье Ладмирале — угадывается художник Огюст Ренуар, но и без этого знания чувствуешь дыхание импрессионизма от начальных титров до финала. «Вдыхайте воздух счастья, вы же за городом!» — говорит одна из героинь фильма. Не эта ли мысль носилась в головах импрессионистов, когда они, схватив мольберт и краски в новомодных тюбиках, мчались на поезде за пределы Парижа ради многочасовых пленэров?
"Невеста ветра" (2001). Эпоха: модерн
Вена начала XX века была особенным городом, по накалу страстей и плотности богемных кругов не уступающим Парижу. В фильме «Невеста ветра» режиссер Брюс Бересфорд довольно нежно обошелся с прекрасной эпохой модерна и ее героями, а особенно с одной из них — Альмой Шиндлер. Отправляйтесь вслед за ней в мир, полный музыки, золота и романтики, где вас уже встречают художники Густав Климт и Оскар Кокошка.
"Модильяни" (2004). Эпоха: парижская школа
Справедливо ли вообще требовать от фильмов о художниках исторической достоверности? Пожалуй, в случае с темой Монпарнаса и его обитателей это самое неблагодарное занятие. Были ли Модильяни и Пикассо непримиримыми соперниками? Нет. Была ли атмосфера в артистических кафе настолько экспрессивной, желание художников выделиться настолько ярым, а обстановка их мастерских настолько бедной? Безусловно. Вот и все, что нужно помнить, прежде чем включать пронзительную драму Майкла Дэвиса.