Войти в почту

Талантливые артисты умирают от невостребованности

5 января в Электротеатре "Станиславский" состоялось прощание с артистом Владимиром Дыховичным. Выпускник ВГИКа ушел из жизни в 30 лет. В социальных сетях развернулась дискуссия, выясняющая причины смерти представителя легендарной творческой династии Дыховичных (его отец — актер, режиссер, сценарист, продюсер Иван Дыховичный). Пресс-секретарь многих рок-музыкантов, в частности Андрея Макаревича, Антон Чернин опубликовал яростный пост о том, что "Владимир Дыховичный не употреблял наркотики, как об этом написали почти все СМИ, ссылаясь на пост публициста Кирилла Шулика в одной из социальных сетей. Популярная актриса Юлия Снигирь в своем комментарии обвинила в бесстыдстве Шулика и по существу права. Реальность такова, что сегодня нельзя напечатать некролог без указания "причины смерти". Хотя согласно правилам газетного жанра — вовсе не обязательно называть причину ухода. Тем более что в истории немало примеров, когда люди умирали по неизвестной причине. Никто доподлинно не знает — отчего умер Гоголь, но все мы изучали в школе некролог Тургенева на смерть Гоголя, за который его, говоря современным языком, сослали и посадили под домашний арест. В некрологе не было ни слова о медицинской причине... Был плач о великом писателе, которые унес многие тайны с собой. Никто не знает — отчего умер Александр Блок. Как не знаем истинную причину ухода великого физика — Николы Теслы. Из наших современников — режиссер Алексей Балабанов с неизвестной причиной смерти. Его друг, продюсер Сергей Сельянов на передаче "Прямой эфир", в которой я тоже участвовала как автор последнего интервью с режиссером, опубликованном 18 мая 2013 года в "Вечерней Москве", сказал: — Алексея Балабанова лечили от одной болезни, а умер он от остановки сердца. В конце концов, каждый человек имеет право на тайну своего ухода. Владимира Дыховичного похоронят в Америке, где живет его мать, — филолог Ольга Черепанова. Владимир вырос в США, но по странной причине — любви к России, русской культуре и генетической памяти (среди его родственников — плеяда деятелей искусства, литературы, балета) — захотел вернуться в Москву. Он поступил в один из лучших кинематографических вузов мира — ВГИК, в мастерскую друга своего отца — Сергея Соловьева. Сергей Александрович сказал "ВМ": — Володя Дыховичный — очень одарен от природы даже больше, чем это нужно для современной киноиндустрии. Ему подвластны все жанры. И человек он невероятно хороший. Добрый, искренний, честный. К сожалению, Владимир к 30 годам сыграл всего одну яркую роль, которая позволит ему войти в историю отечественного кинематографа, — Михаила Борисовича Файнштейна, или Фана, в фильме Кирилла Серебренникова "Лето". Остальные фильмы, в которых участвовал Дыховичный, — "Невидимки", "На льдине" — никто не помнит даже сегодня. Почему так мало успел сделать актер с богатым потенциалом, умеющий в кино все, и при этом со связями, причем самыми что ни на есть прямыми? Кто-то скажет, что у его однокурсников и многих выпускников ВГИКа к 30 годам нет ни одной роли, а у Дыховичного — Фан? Но Дыховичный владел иностранными языками, был музыкантом, прекрасно двигался, и природа на нем точно не отдохнула. Быть может, если бы он не уехал из Америки в 18 лет? Конечно, история не знает сослагательного наклонения. Все же почему так мало? Сегодня выпускники ВГИКа не так востребованы в кино, как выпускники театральных вузов, и среди современных звезд нет вгиковцев. Увы. Еще одна причина невостребованности в том, что в кино снимают одних и тех же артистов, попавших в тусовку, — и это факт. Они переходят из одного сериала в другой, повторяют себя и скоро уходят в тираж. Наверняка Иван Дыховичный при желании нашел бы способы сниматься где только можно, но он был с характером и с совестью. К тому же сегодня в кино много непрофессионалов, которым в пробивной силе не откажешь. Дошло дело до того, что студентов ВГИКа считают за глупцов, что они тратят время, деньги и силы на обучение. Владимир Дыховичный, обучаясь на режиссерско-актерском факультете, потратил пять лет своей короткой жизни на учебу во ВГИКе. К сожалению, он не успел снять ни одного фильма, имея диплом режиссера. После смерти отца Ивана Дыховичного он остался один. Да, у него были хорошие отношения с последней женой отца — Ольгой Дыховичной, но родители — это одно, а мачеха, даже добрая, — совсем другое. Владимир Дыховичный хотел жить и творить в России и пожертвовал ради этого комфортной американской жизнью, но, как говорится, не сошлись звезды. Нам остается только отпустить Владимира в мир иной с любовью и сожалением. Не надо выяснять причину смерти. Мы все равно доподлинно никогда не узнаем, что происходило в душе Владимира и о чем он думал перед тем, как покинуть наш мир. А молодым артистам, режиссерам необходимо помогать реализовываться. Сегодня о поддержке молодежи только разговоры и пожелания. В театры выпускников не берут, а чтобы попасть в кино — нужно вытащить или счастливый билет, или иметь богатых спонсоров, связи с продюсерами, каналами. Режиссерам-дебютантам деньги на фильмы не дают, а если и дают, то только из своего круга. Во ВГИКе — новое роскошное здание, построенное за счет государства, но сегодня, по большому счету, оно пустует — в прямом смысле этого слова. Студенты, если и ходят на занятия, то нечасто. Не видят смысла в обучении. Вот и Юлия Снигирь, которая с болью в сердце восприняла смерть Владимира Дыховичного, ушла из Щукинского театрального института на съемочные площадки и не вернулась. Сегодня она — звезда. На самом деле это неправильно. Каждый человек должен быть профессионалом в своем деле.

Талантливые артисты умирают от невостребованности
© Вечерняя Москва