Войти в почту

Облепиховое лето: он утонул

К сотрудничеству с «Вечерней Москвой» приступил Андрей Агафонов — журналист, сценарист. Он любит хорошее кино, не любит плохого и берет на себя смелость отличать одно от другого. Живет в Красноярске. Очень мне интересно, чем руководствовались авторы фильма «Облепиховое лето», когда запускались с проектом. Ну, кроме 80-летия со дня рождения Вампилова. Или это была единственная причина? Короче говоря, режиссер-дебютант Алферов пригласил матерого сценариста Погодину-Кузьмину. Ольга забацала отличный сценарий про то, как завистливый дружок писателя Вампилова завидовал-завидовал да и утопил его. А кругом были стукачи из кагэбэ, столичные дешевки вроде режиссера Ефремова, диссиденты в дорогих шмотках и прочая неприятная публика. Один был хороший человек — поэт Рубцов, так и того убили буквально в день триумфа — премьеры Вампилова в Иркутском драмтеатре. Правда, Рубцова убили на два года позже, но это мелочи. Главное же, что привело к трагедии, — это желание Вампилова расследовать смерть отца, потому что отец ему снится все время, мудрые советы дает в духе Александра Исаевича Солженицына, и это очень странно, потому что отца арестовали, когда Вампилову было полгода, но вот взыграло родовое, бурятское, тут и повернутый кагэбист дровишек подкинул — дело отца нашел, а там прямо и написано, что папа Глеба упек папу Саши. (Ну, реальный-то Глеб умер еще в 2011-м, так что почему бы и нет?) И вот накануне, так сказать, полноценного советского процветания и за два дня до дня рождения, пользуясь случаем, сын стукача Глеб по наводке стукача Димы натурально топит своего друга Вампилова. Такой вот сюжет. Но кто захочет в подобном сниматься? В наше-то счастливое время? Вот вы и ответили на свой вопрос. В итоге неплохой, в сущности, актер Мерзликин («Димооооон!») в окружении по преимуществу сериальных актеров разной степени кустарности весь фильм добивается портретного сходства с покойником, пока другие персонажи разыгрывают сценки типа «Здравствуй, Бим!» — «Здравствуй, Бом!» Особенно, конечно, впечатляет сцена с воровством портретов классиков из какой-то странной комнаты, больше похожей на ленинский уголок, и верещащей комендантши прямиком из американских пародий, угрожающей всех сдать в прокуратуру и СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ (да-да, не удивляйтесь!). Что мы имеем в сухом остатке? Авторы фильма в какой-то момент, наверное, все-таки почувствовали Вампилова: то есть вот им уж далеко не 35, а счастья как-то все нет, признания не грезится, проекты проваливаются, а все почему? Потому что завистники, интриги, мажоры-диссиденты и повернутые стукачи. Иначе как объяснить? При их-то разнообразных дарованиях? Не буду мучить вас деконструкцией, перейдем сразу к финалу. Рассказываю, значит, авторам фильма «Облепиховое лето». Вампилов был хорошим, талантливым драматургом, а вы нет. У Вампилова и друзья были хорошие, настоящие. Хотите знать, что такое настоящее кино по Вампилову, посмотрите фильмы Мельникова «Старший сын» и «Отпуск в сентябре». Настоящие шедевры. А ведь снимались за копейки и для ТВ. А у вас столько локаций, столько денег вбухано, а результат... Было бы круто снять фильм о том, сколько в Вампилове было Зилова, например. Было бы круто снять фильм о том, как мучились в театрах с новым автором, потому что непонятно же, как это играть, — ни броских реплик, ни исторических отсылок. Но для этого нужны артисты уровня Леонова и Даля, а не уровня Мерзликина (не говоря уже о прочих, которые вообще не артисты). И режиссеры уровня Мельникова, а не Алферова. И сценаристы... хоть какие-нибудь. Ну... за неимением гербовой пишем на простой.

Облепиховое лето: он утонул
© Вечерняя Москва