Опасные моменты на съемках фильма «Жестокий романс»

18 января в 21.20 телеканал «МИР» покажет знаменитый фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Могли ли актеры, игравшие в фильме, представить, сколько счастливых минут, горьких разочарований и даже смертельно опасных поворотов принесет им этот фильм. Почему на главную роль взяли Ларису Гузееву, не расстающуюся с рваными джинсами и папиросами? Как Андрей Мягков оказался на волосок от смерти, а Никите Михалкову чуть не снесло голову? И почему жители Костромы стали писать жалобы на съемочную группу?

Опасные моменты на съемках «Жестокого романса»
© Мир24

Пьеса, которую критиковали все

В начале 80-х годов до премьеры фильма было еще далеко. Пробивать разрешение на съемки новой картины Эльдар Рязанов пришел к председателю Госкино СССР Филиппу Ермашу. После долгих уговоров чиновник дал «добро» со словами: «Рискуете, Эльдар Александрович! Знаете ли вы, что и у пьесы, и у фильма по этому произведению была роковая судьба?». Рязанов знал. Премьера пьесы Александра Островского «Бесприданница» состоялась 10 ноября 1878 года на сцене Малого театра в Москве.

Ажиотаж вокруг новой пьесы царил невиданный: в зале, как сообщали газеты, «собралась вся Москва». Но после трагического финала, когда опустился занавес, повисла тишина, и только редкие хлопки прозвучали из зала. Раздраженный реакцией публики, маститый драматург резко встает и уходит из ложи для почетных гостей. На следующий день московские издания печатают разгромные рецензии. Газета «Русские ведомости»: «Драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей», журнал «Московский вестник»: «Автор не был вызван после представления». Было очевидно, что драма не увлекла зрителя.

После провальной театральной премьеры в 1936 году режиссер Яков Протазанов решился снять фильм по этой пьесе. И снова газеты – уже советские – разносят «Бесприданницу» в пух и прах. Они пишут, что Паратов – это «прямолинейный пошляк», а Лариса Огудалова – «сентиментальная дура, влюбленная в кровопийцу». Но Рязанов был тверд в желании сделать третью попытку – и она ему удалась. Впрочем, несмотря на благожелательный отклик от зрительской аудитории, критики по-прежнему были недовольны. Были те, кто обвинял создателей фильма в опошлении исходной версии пьесы и в глумлении над русской классикой.

Авторитетный в то время кинокритик Сурков в «Литературной газете» опубликовал разгромную статью, в которой он возмущается тем, что Лариса Огудалова после праздника «отдается в каюте Паратову». В качестве ответа критикам Эльдар Рязанов дал имя Суркова отрицательному персонажу своего следующего фильма «Забытая мелодия для флейты».

Как Рязанов остановил транспорт в Костроме

В 1983 году съемочная группа во главе с режиссером Эльдаром Рязановым приехала в Кострому. Когда Рязанов взглянул отсюда на волжские раздолья, то сразу влюбился в красоту этих мест и окончательно решил, что съемки будут проходить в Костроме. Жители города встретили съемочную группу с восторгом. Еще бы – такие звезды приехали в их город: Михалков, Фрейндлих. Горожане брали автографы у звезд, даже дежурили на площадках, не пропуская туда зевак.

Но однажды конфликт с местным населением все-таки случился. А произошло это так. Рязанов хотел снимать последние сцены фильма в густом тумане, а его все не было. Проходит день, второй, третий. Простой затягивался. Тогда за дело взялись пиротехники. Зажгли несколько дымовых шашек, ну и перестарались. Густой туман затянул центр города. Тяжелый дым вместо того, чтобы опуститься на Волгу, поднялся по откосу по крутому берегу, и в городе остановилось движение. Водители побросали свои машины – кто посреди дороги, кто на обочине. И обычное дружелюбие костромичей как будто испарилось. Все на чем свет стоит ругали московских артистов, местные жители стали писать жалобы в администрацию. Рязанову пришлось идти в городской совет извиняться.

Как Андрей Мягков чуть не умер

Как раз в том самом искусственном тумане, который вызвал столь бурную реакцию жителей города, Рязанов снимал трагическую развязку фильма, от которой потом рыдали в кинозалах по всей стране многие зрители. Знали бы они, какой страшной бедой едва не закончился тот съемочный день у берегов Волги для Андрея Мягкова. Его герой Карандышев, униженный бегством молодой невесты, бежит к берегу Волги и находит лодку. Он гребет в сторону парохода, где развлекается вся честная компания. По сюжету, герой догоняет пароход за несколько часов. Но Рязанов поставил пароход метрах в 40 от берега. Несмотря на это, этот короткий путь мог оказаться для Андрея Мягкова последним.

Огромные 350-килограммовые лопасти судна образовали на воде воронку. «Андрей оказался между этими лопастями, – вспоминал потом Никита Михалков. – То есть его не тронула первая лопасть, его кинуло вперед, когда вторая лопасть ударила по корме уже перевёрнутой лодки и ее раздробила». На глазах съемочной группы лодка на какое-то мгновение стала носом вверх. Оператор фильма Вадим Алисов рассказывал, что больше всех перепугался ассистент, он даже было кинулся спасать. «Я ему сказал, остановись, Володь, мы снимаем последние кадры из жизни великого актера». Но, к счастью, через несколько минут над водой появилась голова Андрея Мягкова. Каким-то чудом он уцелел и выбрался на берег без единой царапины. Все поражались спокойствию Мягкова. Смерть прошла совсем рядом, а он как будто этого и не заметил. На следующий день он вышел на съемочную площадку и доиграл сцену. Через девять дней он даже в шутку в одиночестве праздновал собственные «поминки».

Главную роль Рязанов отдал студентке без кинематографического опыта

Роль главной героини фильма Рязанов отдал студентке Ленинградского института театра, музыки и кино Ларисе Гузеевой. 23-летней дебютантке, у которой до этого в кино даже крохотного эпизода не было. На кастинг пришли 500 молодых артисток. Прошла Гузеева.

По словам Никиты Михалкова, для нее это был лотерейный билет: «И, кстати, ее мама назвала ее Ларисой в честь той самой Ларисы из «Бесприданницы».

Когда Гузеева впервые появилась на съемочной площадке, все ахнули: потертые джинсы, папироса «Беломор» в зубах, уральский говорок… какая там «Бесприданница»? Но Рязанов твердо заявил: у нее все получится. И действительно, в своей роли она выглядит более, чем органично. «Мне просто повезло, что я с такого материала начала работать – это как выиграть приз», – вспоминала сама актриса.

Как Никите Михалкову чуть не снесли голову

Паратова должен играть Михалков и никто другой – это решение Рязанова было безоговорочно. Его утвердили без проб. Но неожиданно Михалков отказался – ему надо было принимать участие в съемках своего фильма «Очи черные». Тогда стали пробовать Панкратова-Черного. «Ну какой из тебя Паратов? У тебя же бес в глазах, тебе хоть бородку клей, хоть не клей, ты же как мальчишка, рядом с Алисой Фрейндлих и Алексеем Петренко. Но Панкратов-Черный взмолился: дайте мне хоть эпизод, хочу у вас сниматься. Рязанов обещал подумать. А потом сказал, что играть будет Сергей Шакуров. И вдруг – о, счастливый случай! – Шакуров получил в театре роль своей мечты – Сирано де Бержерака, а у Михалкова появился просвет в своих съемках, и он смог вернуться на съемочную площадку к Рязанову.

Чтобы наилучшим образом показать Михалкова-Паратова, Рязанов придумал, чтобы он в начале пьесы на белом коне скакал к пристани. Режиссер хотел воспользоваться умением Михалкова ловко сидеть в седле. «Рискованная штука, потому что рядом вода, и пройти по узкому месту для лошади сложно, она волнуется. Поэтому довольно много я просто водил ее. Сначала прикармливал и гарцевал перед толпами зевак», – вспоминал актер.

Михалкову так нравилось скакать на лошади, что он игнорировал призывы режиссера «ехать помедленнее», чтобы оператор успел снять. Однажды Рязанов не выдержал и объявил перерыв. Не успел Михалков слезть с лошади, как раздался пароходный гудок. Лошадь испугалась и рванула по набережной – прямо в толпу зевак. Там стояли женщины и дети, все перепугались: вдруг кто-нибудь пострадает? Но, слава Богу, всё обошлось.

Михалков еще не раз оказывался в опасных ситуациях на этих съемках. Например, в сцене, где он «стреляется» с героем Панкратова-Черного. Он ставит себе стакан на голову и предлагает своему оппоненту выстрелить в него. Разумеется, настоящего выстрела не происходит – пиротехники должны были взорвать стакан, как только раздавался выстрел. Панкратов-Черный стреляет, стакан на голове Михалкова, как и положено, разрывается на мелкие кусочки, а сам актер пошатывается и хватается за голову. Дело в том, что пиротехники забыли положить прокладку в шляпу Михалкова, и взрыв произошел прямо на голове актера. То, что это могло закончится плачевно, было очевидно всем.