Экспериментатор кино: создателю «эффекта Кулешова» – 120 лет

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения знаменитого режиссера и педагога Льва Кулешова. Его называют пионером советского и мирового киноискусства, который перевернул представление о технологии съемок, монтаже и языке кинематографа. Кулешов вошел в историю как открыватель так называемого «Эффекта Кулешова» – именно он первым заметил, что два кадра, при монтаже поставленные друг с другом рядом, формируют новый – третий – смысл. Крупный план человека, по задумке режиссера, чередовался с другими кадрами. В результате переживания героя на экране поразительно видоизменялись. И это не единственное ноу-хау Кулешова. Он также создал такие проекты как «Творимая земная поверхность», «Творимый человек» и «Танец». Лев Кулешов родился 13 января 1899 года в Тамбове. В 15-летнем возрасте переехал в Москву, где начал учиться живописи. В 1915 году поступил в первый класс Строгановского художественно-промышленного училища (ныне знаменитая «строгановка»). А через год начал работать художником-оформителем на кинофабрике «А. Ханжонков и К°». Принимал участие в создании фильмов режиссера Евгения Бауэра «За счастьем», «Король Парижа» и других. В это время в будущей звезде набирала обороты страсть к экспериментам в кино. Так, в 1918 году он впервые самостоятельно поставил фильм «Проект инженера Прайта». В дебютной работе использовал приемы съемки и монтажа американских детективов. В 1919-м Кулешов возглавил учебную мастерскую в будущем ВГИКе – тогда это была Первая государственная школа кинематографии. В знаменитый «коллектив Кулешова» вошли его ученики Всеволод Пудовкин, Порфирий Подобед, Владимир Фогель, Леонид Оболенский, Андрей Горчилин, Сергей Комаров, Петр Галаджев и другие. Во время Гражданской войны в 1918-1920 годах Лев Кулешов возглавлял съемки документального кино на фронтах. В 1920 году вместе с подопечными он снял агитационный фильм «На красном фронте», а в 1924 году – картину «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». Это был первый игровой фильм, где использовались все ключевые кинематографические средства выразительности. Затем были фильмы «Луч смерти», «Ваша знакомая», «Веселая канарейка», «Два – Бульди – два». А снятая им по рассказу Джека Лондона шедевральная драма «По закону» вошла в анналы мирового кино. В 1932 году режиссер поставил первый звуковой эксперимент – фильм «Горизонт». Через год родилась лента «Великий утешитель» по мотивам биографии О. Генри, которая стала квинтэссенцией его экспериментальных поисков. До 1941 года копилку работ Кулешова пополнили фильмы «Сорок сердец» и «Сибиряки». Именно он занимался монтажом ленты «Случай в вулкане». А в 1942-м поставил «Клятву Тимура» по сценарию Аркадия Гайдара. Последнюю картину режиссера – «Мы с Урала» – свет увидел в 1943 году. Главные особенности фильмов Льва Кулешова – напряженность и динамичность сюжета, четкость и характерность ролей, высокая изобразительная культура. После этого Лев Кулешов посвятил себя педагогической работе во ВГИКе. Вместе со своей лучшей ученицей и по совместительству женой Александрой Хохловой выпустил несколько режиссерских мастерских. При жизни Лев Кулешов получил широкие признание коллег. Был награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. В 1969 году ему присвоили звание Народного артиста РСФСР, а в 1946 году за книгу «Основы кинорежиссуры» – степень доктора искусствоведения. Также перу режиссера принадлежат издания «Искусство кино», «Репетиционный метод в кино», «Практика кинорежиссуры», «Кадр и монтаж». Лев Кулешов скончался в Москве 29 марта 1970 года. Ныне легендарный деятель кино покоится на Новодевичьем кладбище. ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ