До Ванштейна: как от Ивана Пырьева зависела карьера советских актрис
Жизнь актера, не говоря уже об актрисе, весьма зависима и, чаще всего, от благосклонности одного человека – режиссера. На фоне разразившегося в США сексуального скандала вокруг голливудского продюсера Вайнштейна, открывавшего путь на большую киносцену актрисам, почти исключительно, через свою постель (во всяком случае, по утверждению многих из них) стоит вспомнить и доморощенных, времен СССР, киносластолюбцев, перечеркнувших (если не навсегда, то надолго) карьеру талантливым, но непокорным советским артисткам кинематографа. Речь пойдет об Иване Пырьеве, лауреате 6-ти Сталинских (позже – Государственных) премий, основателе Союза кинематографистов, Высших режиссерских курсов, народном артисте СССР и пр., и пр.. Запомнился он советским кинозрителям режиссированием ряда кинолент, а вот для многих актрис, игравшим в них или претендующих на роли, — своими сексуальными притязаниями и нетерпимостью к любому сопротивлению. В книге «Господин ПЖ: Иван Пырьев и его женщины» рассказано про так называемые «черные списки Пырьева», в которые попали десятки талантливых женщин, которым просто стала заказана дорога на экран по повелению всемогущего директора «Мосфильма». Ада Войцик и Марина Ладынина Свою первую жену Аду Войцик Пырьев сменил на Марину Ладынину, ставшую его второй женой, в период творческого кризиса после неудачных премьер его фильмов «Конвейер смерти» и «Партийный билет». В этих кинолентах Войцик отводились заглавные роли. Развод с Адой у Пырьева прошел относительно мирно. Во всяком случае, особых мер притеснения своей бывшей жены он не предпринимал. Совсем не так произошло с Мариной Ладыниной, ставшей, без преувеличения, его музой и получившей главные роли в 9-ти картинах оказавшегося в фаворе Ивана Пырьева. Актрису, снявшуюся в фильмах «Трактористы», «Свинарка и пастух» и т.д., в СССР, буквально боготворили. Мало того, что она была удостоена 5-ти Сталинских (Государственных) премий, – случай беспрецедентный, – ее портреты не стеснялись размещать на центральных улицах столицы и других городов рядом с портретами вождя! Однако, все это не помешало Пырьеву после разрыва с Ладыниной в 1954 году внести ее в свой «черный список», что навсегда перечеркнуло кинобудущее актрисы, – ее боялись приглашать на роли почти все известные режиссеры. Людмила Марченко Именно, этой актрисой увлекся Пырьев, не стесняясь, будучи еще женатым на Ладыниной, заваливать ее подарками и другими знаками внимания. Однако, перспектив любовь 58-ми летнего мэтра к 19-ти летней актрисе, уже ставшей известной, благодаря ролям в фильмах того же Пырьева, так и не получила. Более того, молодая актриса, благосклонно принимавшая подарки, главные роли в картинах своего почитателя, вдруг, отказала ему в супружестве. За что и была наказана запретом на съемки в фильмах других режиссеров. Среди других увлечений сластолюбивого режиссера были в разные годы актрисы: Екатерина Савинова (влепила пощечину Пырьеву за откровенные притязания на близость), Клара Румянова (неадекватно, по мнению режиссера, воспринявшего его приглашение в кабинет «обсудить сценарий»), Ольга Бган (наотрез отвергшая ухаживания лауреата Сталинских премий), Ия Арепина (не только отказавшая Пырьеву, но и пожаловавшаяся на него руководству), Вера Васильева и Клара Лучко (не поддавшиеся на уговоры своего кинобосса относительно «благодарности» за полученные роли). Всем этим женщинам на многие годы (а некоторым – и навсегда) был закрыт путь на большой экран из-за мести Пырьева. В ряде случаев это стало для них трагедией. Впрочем, последняя его жена Лионелла Скирда, вышедшая замуж за знаменитого режиссера за три месяца до смерти мэтра, заявила, что все обвинения мужа в многочисленных домогательствах выдвигаются «бесталанными» актрисами. Сообщение До Ванштейна: как от Ивана Пырьева зависела карьера советских актрис появились сначала на Умная.