Войти в почту

Исторические несоответствия в фильме «Легенда № 17»

Имя Валерия Харламова до сих пор помнят не только поклонники хоккея, но и почти все мальчишки, которые грезят об успехах на льду. 14 января легендарному хоккеисту исполнился бы 71 год. Но жизнь предпочла оставить его в памяти молодым, уверенным и на пике славы. Валерий Харламов погиб в автомобильной аварии в 1981 году, ему было всего лишь 33 года.

Исторические несоответствия в фильме «Легенда № 17»
© Кадр из фильма «Легенда № 17»
© teleprogramma.pro

После Харламова остались многочисленные биографии, мемуары, три художественных фильма и даже канадский сериал. Из отечественных актеров великого спортсмена на экране воплотили Алексей Чадов, Глеб Исаков. В последнем фильме «Легенда №17» (именно под этим номером хоккеист выступал за сборную СССР) гениального хоккеиста играет Данила Козловский.

Фильм рассказывает о нелегком пути Харламова к успеху и о первом матче «Суперсерии СССР — Канада» 1972 года. В день рождения звезды мирового хоккея, Teleprogramma.pro решила вспомнить факты его биографии и сравнить их с событиями в фильме «Легенда №17».

Прочили инвалидность

Валерий Харламов мог и не стать выдающимся спортсменом, если бы не упорство его отца – обычного заводского слесаря. Борис Сергеевич женился на испанке Кармен Ориве-Абад, которую домочадцы называли Бегонией. Еще девочкой она попала в Советский Союз из-за гражданской войны на родине. Женщина трудилась токарем на том же заводе, что и Борис, но познакомились они не на работе, а в танцевальном клубе.

Валерий родился до того, как мать и отец расписались, так как у последней не было гражданства. Свое имя он получил в честь летчика Валерия Чкалова. Раннее детство мальчик провел с родителями в обычной заводской общаге. Эти события практически не затрагиваются в фильме,но это и понятно - в одну картину трудно вместить всю недолгую, но яркую жизнь спортсмена.

Отец увлекался хоккеем, играл за заводскую команду и всегда брал с собой сына. С 7 лет Валерий уверенно стоял на коньках.

После того, как были сняты государственные запреты, маленький Валера вместе с мамой и сестрой Татьяной отправился в Испанию, где жил около года и учился в местной школе. Этот период немного затрагивается в картине, куда вплели «киношный» эпизод со спасенным от быка котенком во время традиционной испанской корриды. Но это лишь кинематографический вымысел.

Позже Бегония, которая выросла в СССР и не смогла вновь влиться в испанские реалии, вернулась из солнечного Бильбао к мужу в Москву.В 13 лет мальчик серьезно заболел: не вылеченная вовремя ангина дала осложнения, у него признали порок сердца и поставили диагноз - ревмокардит. Врачи грозили инвалидностью и запретили любые физические нагрузки.

Единственный, кто не смог с этим смириться - отец, Борис Сергеевич. Тайком от Бегонии он отвел сына в хоккейную секцию. Валере тогда было 14, но набирали 13-летних мальчиков. Так как юный Харламов был небольшого роста и щупл, его отец легко ввел тренеров в заблуждение (проще сказать, обманул) и Валера начал тренироваться. Хитрость вскоре раскрылась, но было поздно: будущая звезда стал показывать такие результаты, что отчислять парнишку не стали. Через некоторое время врачи Морозовской больницы, куда родители водили сына регулярно, сняли все диагнозы и констатировали, что мальчик абсолютно здоров.

Анатолий Тарасов и Валерий Харламов

© teleprogramma.pro

В фильме «Легенда №17» у тренера Анатолия Тарасова (Олег Меньшиков) и Валерия Харламова буквально прослеживается кармическая связь. В жизни все складывалось не так просто. Тарасов изначально вообще не увидел задатков у Харламова, когда его только начали «сватать» в ЦСКА. Главная претензия маститого тренера сводилась к тому, что игрок был, что называется, не хоккейного роста – всего 173 сантиметра. Однако своим упорством Валерий все-таки смог обратить на себя внимание непреклонного и жесткого Тарасова.

Первое время его игра была волнообразной. Тогда мудрый Тарасов, который всегда мыслил стратегически, отправил Харламова в клуб «Звезда» в Чебаркуль. Харламов принял это как оскорбление и ссылку, а Тарасов – как стажировку, набор опыта и дисциплины. Только потом Харламов узнает, что тренер чебаркульской «Звезды» прилетел в Москву персонально за ним и его товарищем Александром Гусевым по указанию Анатолия Владимировича. Более того, тот дал строгие рекомендации насчет молодых парней – загружать по полной, пристально следить и докладывать. В фильме «Легенда №17» есть несколько вымышленных сцен о пребывании спортсмена на Урале.

В фильме говорится, что после женитьбы Харламову дали трехкомнатную квартиру в Москве (до этого он жил в «однушке», полученной от ЦСКА), а также автомобиль и звание заслуженного мастера спорта. Сделано это было в обход Тарасова. Это действительно так. Тренер был против. Скорее всего, не из вредности, а просто боялся, что игроки станут инфантильными и «заевшимися».

Гусев и Харламов не были лучшими друзьями

Александр Гусев в фильме представлен как лучший друг Харламова. Но на деле они общались практически только на площадке. Скорее, они были коллегами и приятелями, чем друзьями. Более того, ставшее впоследствии легендарным трио – Валерий Харламов, Борис Михайлов и Владимир Петров, тоже были тесными компаньонами только на льду. Вне поля хоккеисты общались не часто. Среди игроков самыми близкими для Харламова были Александр Мальцев и Валерий Васильев. Кроме того, до самой смерти он дружил с Михаилом Кузнецовым, вместе с которым вырос.

История любви

Со своей супругой Ириной Смирновой Харламов познакомился в 1975 году. В фильме достоверно рассказана история их первого свидания, которое произошло в ресторане «Россия». С одной только разницей, что в жизни это случилось на несколько лет позже, чем в фильме.

В картине передали и другую реальную подробность – при знакомстве 28-летний Харламов представился 19-летней девушке таксистом. Он подвез ее домой на личной «Волге», которую выдал за служебное авто. Некоторое время после знакомства юная девушка действительно была уверена, что встречается с обычным водителем. В 76 году они сыграли пышную свадьбу в одном из лучших ресторанов столицы «Националь». К тому времени Ирина уже носила под сердцем их первенца - сына Александра, позже у пары появилось дочь, которую назвали Бегонитой, отдавая дань испанским корням мамы хоккеиста.

Пил ли Харламов на самом деле?

Это сейчас спортсмены живут в мире жесткой конкуренции и допинга. А тогда, как говорится, на ногах стоишь – и в бой. Харламов не был паинькой и позволял себе намного больше своих современных коллег. В «Легенде №17» показана сцена, когда травмированный Харламов выпивает вместе с Тарасовым. Однако на деле, как утверждают коллеги тренера и хоккеиста, такое было невозможно.

Анатолий Владимирович не допускал неформального и фривольного общения с подопечными. В то же время одноклубник Харламова, Валерий Васильев, вспомнил другой эпизод. Они выпили накануне игры с чехами. Тогдашний тренер Виктор Тихонов даже хотел их отстранить от игры. Но, когда в итоге наша команда победила, тренер даже в шутку предложил давать Харламову и Василеву выпивать перед матчем.

Трагедия на трассе

В киноверсии о жизни спортсмена говорят о его слабости – гонял за рулем. Он действительно попадал в мелкую аварию еще до свадьбы, но тогда все обошлось. В картине, где освещается игра «Суперсерии СССР — Канада» 1972 года, Харламов вышел на лед после жуткого ДТП. Оно действительно имело место в биографии Харламова, но произошло четыре года спустя, в мае 76-го года. Тогда он врезался в грузовик, его жена Ирина не пострадала, но Харламов получил множественные травмы, в том числе перелом ребер и ног.

Валерий проявил качества настоящего бойца, сумев в короткие сроки восстановиться. Уже в ноябре он вышел на игру с «Крыльями советов». Вот тогда был показан истинный пример дружбы и солидарности советских спортсменов, который сейчас, к сожалению, невозможен. Тренер этой команды Борис Кулагин вместе с врачом ЦСКА попросил своих подопечных не применять силовых приемов по отношению к Харламову. В то же время два других участника легендарного трио, Михайлов и Петров, сделали все, чтобы дать возможность Валерию забить шайбу. В итоге «Крылья» уступили с большим разрывом. Сам Харламов впоследствии признавался, что был сильно тронут тем, как его оберегали одноклубники и соперники. По его словам, он был близок к тому, чтобы разреветься.

Вторая авария, которая стала трагической, произошла в августе 1981 года. Но за рулем тогда была Ирина. Неопытная женщина не справилась с управлением на мокрой после дождя дороге и врезалась в грузовик. Погибли она, Харламов и родственник Ирины Сергей. Мать хоккеиста пережила сына всего лишь на пять лет. Отца спортсмена Бориса Сергеевича не стало в 2010 году. Осиротевших Сашу и Бегониту воспитывала мама Ирины – Нина Смирнова. Александр, как и отец, играл в хоккей, позже стал спортивным менеджером. Бегонита занималась художественной гимнастикой. Оба являются мастерами спорта, у обоих крепкие семьи и дети.