Фильм от компании ТриТэ не может обойтись без нескольких вещей. Первое: интернационализм. Всегда! Если у вас шесть персонажей, пусть один будет украинец, второй белорус, третий грузин, понимаешь, да? Второе. Иконки. Нужды нет, что к началу второй мировой выросло поколение убежденных атеистов, если фильм продюсировал Михалков – будьте добры церковь, хор, славься да славься, Господи помилуй, все такое. И третье. Немцы – люди культурные. Не звери какие. Если и звери, то вынужденно. «Мне же с этим потом по фестивалям ездить». Всем этим условиям фильм Т-34 вполне соответствует, более того – первые же и последующие кадры содержат нехилый такой оммаж военным фильмам самого маэстро: у сгоревшего танка отходит обгоревший танкист, которому, очевидно, только что «показали сиськи», а люк предводителя немецкого воинства обтянут красным знаменем со свастикой, что, кстати, соответствует историческим реалиям, в отличие от парусов со свастиками, но все равно как бы намекает. Из люка высовывается истинный ариец с ледяными глазами, заросший бородой и в фуражке а-ля Юрген Прохнов в фильме Das Boot. И начинается веселье. Чтобы предупредить все возможные недоразумения: фильм Т-34 не имеет никакого отношения ко второй мировой войне, не надо искать в нем исторической достоверности, это комикс, иногда прямо комедия, хотя и с батальными сценами, но без этой, знаете, крови, грязи, всяких ненужных деталей быта. Графон суперский, как сказали бы юные пользователи. Снаряды летают в слоу-мо, сдирая друг с друга наведенный компьютерный лак, рикошетят от мостовой в брюхо, прожигают броню, не будучи кумулятивными, ну и так далее. Но это весело, это приключение. Хотите правды войны – смотрите фильм «На войне как на войне» про экипаж самоходки, там, кстати, и этнический состав похожий. А Т-34 – он о том, что нет востока, и запада нет, что племя, родина, род, когда красивый с красивым лицом к лицу у перила моста встает. Да, Винценц Кифер в роли штандартенфюрера Ягера – главная удача этого фильма, российские зрительницы без ума от обаятельного и, судя по всему, очень доброго нациста. Ну, а про Александра Петрова и говорить смысла нет. Вы знаете Петрова! Сюжет – типичный для комикса: бой на мечах (зачеркнуто) на танках в первой части, затем концлагерь, где семь раз пытавшегося бежать выжившего советского танкиста принуждают работать на великий германский рейх, просто пригрозив пистолетом симпатичной переводчице (а могли бы и котенком обойтись, кстати), и наконец побег и финальное сражение. Здесь нет спойлеров, потому что в этом сюжете нет смысла, вопрос только в том, как сделано. Технически сделано хорошо. Алексей Сидоров, автор «Бригады» и «Боя с тенью», выжал из сценария все возможное. Сам сценарий временами позволяет себе странные шутки про «немецкий автопром» и заправки Esso, но в целом максимально кондовый и чуть менее чем полностью состоит из жанровых клише. Фильм много украсило бы, если бы каждый раз, когда камера берет крупный план персонажа, оный персонаж скашивал бы глаза к переносице. Так было бы и смешнее, и убедительнее. Вот, если будете смотреть или пересматривать, поставьте мысленно такой эксперимент. Я, например, так делал и очень развлекался весь сеанс. Ну и, конечно, плюсик за актуальность – водитель-механик из Белоруссии с усами, которых никакой концлагерь не поборол, это вот очень своевременно! Ему и попеть дали, и пофилософствовать. А вот украинца в первом же бою осколком. Бывает. ЕСТЬ МНЕНИЕ Т-34: мультяшные танки, игрушечная война и добрые немцы Колонка обозревателя «ВМ» Генналия Окорокова Отечественный кинопром решил отметить новогодние праздники премьерой военной драмы «Т-34». Поскольку премьера пришлась на новогоднюю декаду, вероятно, кассу фильм соберет, потому что в первые дни января, очнувшись от застолья, массовый зритель валом валит в кинотеатры. Увы, цифры сборов будут подаваться как явный успех фильма и победа. (далее…)

Т-34: готично
© Вечерняя Москва