Войти в почту

Режиссер «Романтиков 303» о любви, оффлайне и культе глупости

Российская премьера ромкома «Романтики 303» прошла в рамках 17-го фестиваля немецкого кино. Постановщик фильма, уроженец Австрии Ханс Вайнгартнер начал эксперименты с видеокамерой еще в детстве, причем начал с боевиков – с трюками, взрывами и погонями на мопедах. Он учился в Ассоциации австрийских операторов и успел поработать на площадке фильма Ричарда Линклейтера «Перед рассветом», когда фильм снимали в Вене. В 1990-х Вайнгартнер переехал в Берлин, где завершал обучение на нейрохирурга, но постепенно любовь к кино взяла верх. Критики хвалят умение Вайнгартнера работать с актерами – например, Даниэл Брюль получил свою первую награду в немецком кино за роль в дебютном полном метре режиссера «Белый шум». В «Романтиках 303» идеалистка Юлия и циник Ян едут по Европе и разговаривают. И, разумеется, постепенно влюбляются друг в друга. Картина участвовала в конкурсной программе художественных фильмов для юношества «Поколение 14+» Берлинского кинофестиваля 2018 года, где вызвала одобрение как зрителей, так и критиков. Вероника Скурихина расспросила Вайнгартнера о чувствах, о Тиндере и о том, почему немецкий язык идеальный для философии. Когда вы представляли фильм в Москве, вы рассказали историю о том, как с помощью «Романтиков» ставили эксперимент на зрителях, устраивали им проверку отношений. Что это за тест такой был? - Когда то, что ты показываешь на экране, та провокация, которую ты моделируешь, не завершается мимолётными картинками на экране, а переходит в зал, в жизнь – высшее блаженство для режиссера. И действительно вызывает тот эффект, который наблюдался в Германии. О нём говорили мои знакомые и друзья. Сотни людей писали мне сообщения, что они прямо во время сеанса влюбились окончательно или открыли в себе новую любовь. Был такой случай: 80-летняя парочка после просмотра подошла ко мне, поблагодарила за фильм и сказала, что они заново влюбились друг в друга. А брат моего лучшего друга был на премьере «Романтиков» с женщиной. После просмотра их отношения стали развиваться, и скоро у них будет свадьба. Тогда вот вам моя история. После просмотра я отправила несколько цитат из «Романтиков» своему другу. Как думаете, у нас что-нибудь сдвинется? Или по телефону это не работает? - Нет, по телефону это точно не сработает. Надо с другом прийти, лучше даже 3-4 раза посмотреть фильм. Тогда дело пойдёт. У нас в России, как и везде, полагаю, есть свои зрительские стереотипы. Я, конечно, говорю о массовом зрителе. Немецкое кино ассоциируется, в первую очередь, с качественной драмой. Местами суровой. - Ещё и с плохим концом. «Романтики 303» — это очень умная, но всё равно романтическая комедия. Насколько этот жанр вообще популярен в Германии? - Дело в том, что я вообще австриец. И, видимо, вот это австрийское веяние от меня делает своё дело. Я стараюсь привнести австрийское очарование в немецкое кино. Я учился в Вене, и пока там жил, у меня было немало любовных романов. И со всеми подругами мы ночами гуляли по Вене, наподобие моих героев. Я не отважился сказать это на презентации фильма, перед большой публикой, но сейчас вам скажу: я всю свою жизнь влюблён. Постоянно. Быть в состоянии влюблённости — это сильный наркотик, и я постоянно ищу его. Ваши герои — очень открытые люди, общительные, откровенные. Юлия и Ян — это обычные немецкие парень и девушка, или вы «улучшили» для своего фильма? - Это вполне реальные люди, и вести такие разговоры обо всём на свете совершенно нормально. Когда я готовился к съемкам, то общался с самой разной молодежью, собирал материал, снимал видеосюжеты с молодыми людьми, самыми разными представителями самых разных слоёв и субкультур. Мы поднимали все темы, которые звучат в фильме. Они охотно общались на любую из них. Потом на основе этих видеоинтервью я написал сценарий. И во время кастинга тоже задавал вопросы актёрам, ставил перед ними те же темы. Они с удовольствием отвечали и рассказывали, что их окружение тоже интересуют эти вопросы, и они часто точно так же беседуют. Так что это вполне реальные люди. Важно было, чтобы актёры сами понимали предмет разговора, чтобы их речь выглядела естественно. Я подбирал их в том числе по этому критерию. Актёры должны быть начитанными людьми, чтобы владеть всем материалом, который мы обсуждаем в фильме. Кстати, о материале. Я записывала по ходу фильма: современная экономика и её история, биология, биохимия, мировая история, история культуры, социология, психология. Какой из этих предметов вам пришлось доучить или выучить с нуля, чтобы составить такой стройный сценарий? - Этот сценарий я писал в течение 20 лет. И эти теории, которые мы развиваем в фильме, за это время поднимались, выходили на передний план, я постоянно за ними следил, набирал материал. Кроме того, я 12 лет провёл в различных университетах на самых разных факультетах. Учил психологию, философию, медицину, читал огромное количество книг, журналов и газет тематической направленности. Я подкован! Тогда выскажу своё зрительское впечатление: после просмотра этого фильма хочется не только влюбиться, но и почитать какую-нибудь умную книгу. - Меня это радует. Фильм должен пробудить желание какого-то диалога и просвещения. Мы живём в такое время, когда, к сожалению, быть глупым - это круто. Ким Кардашьян котируется выше, чем любой умный человек, а красивая задница считается почетнее, чем хорошие знания. Считается крутым быть бескультурным и тупым, к сожалению. Это такой распад человеческих принципов и ориентиров, некий декаданс культуры. Не знаю, как в России, а в Европе и Америке слово интеллектуал стало бранным словом. В России пока ещё гордимся этим. - Фильм пытается как-то препятствовать этому падению. Мне все прокатчики говорили, что никто этот фильм не захочет смотреть в кинотеатре. Никто не хотел его брать. И вдруг большой неожиданный успех на Берлинале, и ситуация кардинально изменилась. Прокатчики думают, что современная молодёжь так же глупа, какой они представляют её в своих дурацких передачах, вроде шоу «Большой брат». Есть такое в России? Культ дешёвых развлечений, культ ограниченной личности, глупости, дебилизма. А молодёжь другая! И она восприняла этот фильм. Прокатчиков такой успех очень удивил. Вы в фильме говорите о том, что каждому нужно найти время для любви. И мне хочется уточнить у вас: чтобы найти это самое время, нам обязательно на старте оказаться в полосе неудач, как это происходит с вашими героями, или это всё же художественное преувеличение? - Я обращаюсь к поэзии Райнера Мария Рильке, он писал о том, что надо не спешить с любовью. Надо дать ей время прорасти, если так можно выразиться. Нужно дать друг другу время, чтобы проверить, родственные ли у вас души, а не сводить всё исключительно к физическим отношениям. Этот фильм — своего рода антиТиндер-фильм. Я хочу сказать, что по крайней мере недели две нужно дать себе время, чтобы проверить свои чувства, а не сразу же по первому звонку встречаться и заниматься любовью. Действие фильма разворачивается летом. Любовь героев рождается летом. А у нас в России есть такая песня — «Лето — это маленькая жизнь». Подойдет её название вам в качестве дополнительного слогана фильма? - По-моему, лучшим слоганом для этого фильма была бы фраза, которая звучит в фильме — «Три секунды до поцелуя — лучше, чем сам поцелуй». Этим я хочу сказать, что та фаза любви, которая предшествует самим активным отношениям - самое прекрасное, что в ней может быть. Прежде всего та фаза, когда дело ещё не дошло до постели. Она лучше, чем то, что получается потом. Много слоганов можно было бы найти внутри фильма. Мне также важна способность к эмпатии, сопереживанию. Последний кадр фильма, когда герои встречаются и восторженно смотрят друг на друга, они наполнены счастьем. Этот кадр — квинтэссенция всего фильма. Он выражает всё очарование и прелесть того, чтобы быть человеком и проживать такие моменты. Они смотрят друг на друга, как на чудо. Жизнь — это чудо. Даже не жизнь, а Mensch — это немецкое слово не имеет точного аналога в английском языке. Хотя его переводят, как человеческое бытие, существование. Я считаю, что этот фильм невозможно снять на английском. Я пробовал. Это невозможно. Немецкий — идеальный язык для философии. Так вот, они смотрят друг на друга как на чудо, и это рождает ещё одно чудо. Так должно быть, но мы сейчас сами уничтожаем эту реальность, к сожалению. Предлагаете отстроить её заново? - Предлагаю её спасти. С помощью любви и сострадания.

Режиссер «Романтиков 303» о любви, оффлайне и культе глупости
© Киноафиша