Войти в почту

7 фильмов, которые неожиданно стали кассовыми

Рецепт кассового фильма, как нам кажется, очень прост: супергерой (или хотя бы харизматичный фрик), красивая любовная линия, простенькая драматургия (чтобы попкорн в горле не застревал), побольше шуток и спецэффектов и самое главное — американское производство. Все, блокбастер 500+ миллионов долларов готов. Примеры очень легко перечислить: все фильмы по комиксам, «Пираты Карибского моря», «Аватар», «Сумерки», «Звездные войны». Но чем глубже мы углубляемся в историю, тем больше сбоев дает эта схема. В списке фильмов, которые собрали самую большую кассу в Северной Америке, внезапно обнаруживается экранизация русской классики, в 60-х прокат рвет немногословная философская притча о покорении космоса, а за пределами Канады и США зрители и вовсе смотрят что-то невообразимое. Французы толпами ходят на трехчасовые исторические драмы о падении аристократии в Германии и Италии, сами итальянцы коллективно требуют пустить на широкие экраны фильмы Феллини, а весь Советский Союз рыдает над мексиканской мыльной оперой. Как заработать денег на фильме, если живешь не в Америке и/или не хочешь снимать про супергероев? Рецепты успеха — в нашем материале. «Война волков — 2» Какие фильмы самые кассовые в мире после американских? Топ финансово успешных картин, снятых не на английском языке, даст нам неожиданный ответ на этот вопрос — китайские. Из десяти первых строчек этого списка 8 (!) занимают китайские фильмы. С вероятностью 90 % вы о них никогда ничего не слышали (как и русскоязычная «Википедия») по той простой причине, что всю огромную кассу эти ленты собирают в родном Китае. Посмотрим, например, первую строчку списка — самый кассовый неанглоязычный фильм всех времен и народов, «Война волков — 2». Картина рассказывает зрителям вполне интернациональную историю о спецназовце, невесту которого убили, пока он сидел в тюрьме. Парень едет в Африку, чтобы отомстить, но ввязывается в местные разборки. Фильм собрал больше 870 миллионов долларов при бюджете в 30 миллионов, и почти все эти деньги принесли китайские зрители — больше на одном рынке заработали только «Звездные войны. Пробуждение Силы». Рекорд «Волков» в родном прокате не смогли побить даже такие монстры кассовых сборов, как «Аватар» и «Черная пантера» Но разгадка у этого явления проста: каждое лето китайское правительство запрещает прокат иностранных фильмов в стране, так что местные блокбастеры соревнуются только друг с другом. А в таких условиях и международный прокат особо не нужен. «Рождение нации» Американского режиссера Дэвида Гриффита часто называют отцом кинематографа как особого вида искусства. Именно он первым, еще в 10-х годах XX века, стал снимать фильмы с привычными для нас монтажом, драматургией и продолжительностью (в эпоху немого кино Гриффит умудрялся делать трехчасовые ленты, которые становились хитами проката). Самым оглушительным кассовым успехом режиссера стала картина «Рождение нации» 1915 года: по неточным оценкам, фильм собрал около 50—100 миллионов долларов в прокате (если переводить на нынешние деньги, это в районе 1,5—2 миллиардов долларов) при бюджете в 100 тысяч. Зрители были в восторге: каждая сцена встречалась криками и овациями, девушки плакали, мужчины в кульминационных сценах начинали стрелять в экран из пистолетов, чтобы помочь героям, молодые люди после просмотра наряжались в костюмы главных персонажей картины — в общем, абсолютный успех. Но сейчас этот фильм вряд ли бы выпустили на большие экраны: «Рождение нации» рассказывает о том, как США оправляется от Гражданской войны и идет в счастливое будущее под предводительством ку-клукс-клана. Чернокожее население Америки в фильме представлено в крайне неблагоприятном свете: практически все показанные персонажи (которых, кстати, играли белые актеры в специальном гриме) на протяжении действия только грабят, насилуют, предают и убивают, а члены ку-клукс-клана, подобно рыцарям, спасают загнанных в угол белых американцев от неминуемого уничтожения. Страшно представить, что произошло бы и с самим фильмом, и с его режиссером, если бы он был снят в наши дни, но в начале XX века зрители более чем благосклонно восприняли расистские идеи Гриффита. «Рождение нации» смотрели в Белом доме, оправдывали в церквях, называли «страшной правдой». На фоне протестных акций либеральных деятелей и цветных активистов фильм только набирал популярность, но все-таки его феноменальный успех в прокате был несколько преувеличен. Огромные сборы отчасти объясняются тем, что билеты на первые сеансы продавались по очень высокими ценам — 2 доллара 20 центов, что эквивалентно нынешним 54 долларам. Из-за подобных сокрытий и преувеличений точное число зрителей «Рождения нации» назвать невозможно, но он действительно был самым популярным и обсуждаемым фильмом своего времени. «Доктор Живаго» Если мы откроем список фильмов, которые собрали самую большую кассу в Северной Америке, то на первых позициях не найдем ничего необычного: «Унесенные ветром», «Звездные войны», «Титаник», «Челюсти». А вот восьмая строчка нас наверняка заинтересует — «Доктор Живаго», режиссер Дэвид Лин (не путать с Дэвидом Линчем), 1965 год. Картина собрала в мировом прокате 200 миллионов долларов (с учетом инфляции на курс 2014 года — более 2 миллиардов долларов), получила пять «Оскаров» и столько же «Золотых глобусов», в США и Канаде на нее было продано 124 миллиона 135 тысяч билетов. «Доктор Живаго» — действительно экранизация одноименного романа Бориса Пастернака, но при этом на родине оригинала она явно не получила того же признания, что в Северной Америке, и дело здесь не только в том, что в СССР ее прокат был запрещен. Фильм признанного мастера Лина глубоко разочаровал критиков и понимающих зрителей. Российская действительность здесь показана в традиционном для Запада «клюквенном» стиле — с балалайками, красными звездами и куполами на загородной даче. В целом зрители сошлись во мнении, что стремление режиссера показать русский колорит привело к тому, что фильм выглядит как нагромождение штампов. Но еще более суровую оценку получила драматургия. По мнению критиков, вместо глубокой драмы о русской революции Лин снял затянутую и излишне слезливую мелодраму, в которой не осталось ничего от духа оригинала. Режиссер активно защищал свое творение (которое к тому же имело бешеный успех у зрителей), но все-таки разгромная критика его подкосила: за следующие 26 лет он выпустил всего 2 фильма. «Сладкая жизнь» Федерико Феллини — режиссер для интеллектуалов. Он снимал всякие артхаусные притчи, а где артхаус и тем более притчи, там денег нет — так рассуждаем мы сейчас. Значит, в Европе в 60-х годах все были интеллектуалами, потому что лучшие фильмы Феллини неизменно приносили ему не только обожание критиков, но и хорошие деньги — картину «Сладкая жизнь» в Италии посмотрели 13,5 миллионов человек, во Франции — 3 миллиона и даже прокат в Северной Америке принес 6 миллионов долларов, что весьма необычно для европейского авторского кино. «Сладкая жизнь» жестко и безапелляционно критикует «пустую» жизнь итальянской богемы. Главный герой, писатель Марчелло (в исполнении Марчелло Мастроянни), мучается в этом блестящем круговороте. Он никак не может понять, что ему нужно от жизни — соединение с семьей, брак с простой и верной девушкой Эммой или же светские и любовные похождения в высшем обществе, в которые он снова и снова бросается с головой. Самоубийство одного из персонажей почти подводит Марчелло к катарсису и желаемому ответу, но в решающий момент все ускользает из рук. Эта на первый взгляд очень личная история не понравилась власти и церкви. Из-за суровой критики общественного строя фильм на несколько месяцев запретили в родной Италии и на 15 лет — в Испании. Католическая церковь и вовсе призывала уничтожить «омерзительную и грязную» ленту, в которой, помимо всего прочего, усматривалась сатира на христианское учение. Высшему обществу «Сладкая жизнь» не понравилась настолько, что создатели фильма после премьеры всерьез опасались за свои жизни. Одно из главных творений великого режиссера оказалось в шаге от провала и запрета, но фильм спасли те самые простые зрители, которые, по нашей логике, не должны интересоваться всяким артхаусом. Видя бешеную популярность «Сладкой жизни» у широких слоев населения, чиновники не могли не снять все ограничения. Высшее общество тоже вскоре смирилось, и «Сладкая жизнь» стала символом великой эпохи итальянского кино. «Есения» Какой фильм был абсолютным рекордсменом советского проката? «Москва слезам не верит»? «Бриллиантовая рука»? Или, может, «А зори здесь тихие»? Все эти варианты близки к правде, но неверны. Все прославленные советские драмы, военные фильмы и даже комедии обошла непритязательная мексиканская мелодрама «Есения» о любви цыганки Есении и благородного офицера Освальдо. Причем «Есения» не просто обошла все наши культовые фильмы, а обошла с большим отрывом — 91,5 миллионов зрителей против 84,5 миллионов у «Москва слезам не верит» и 77 миллионов у «Бриллиантовой руки». Реальную конкуренцию заморскому гостю составить могла только лента «Пираты XX века», но у нее по идеологическим соображениям было ограниченное число копий. А ведь сюжет у «Есении» совсем простой и наивный: цыганка влюбляется в офицера, он отвечает ей взаимностью и даже соглашается на свадьбу по цыганским обычаям. Потом супруга забирают в тюрьму, и Есения возвращается в родной табор, где узнает, что она на самом деле не цыганка, а дочь знатных аристократов. В конце концов девушка находит и любящую семью, и потерянного мужа, и неплохое наследство. Критики считают, что невероятный успех ленты продиктован популярными у советских людей темами «своего среди чужих» и Золушек, а также безоговорочный хеппи-энд. Кстати, Есениями девочек называют до сих пор. «Космическая одиссея 2001 года» Самым кассовым фильмом 1968 года (общие сборы — около 200 миллионов долларов при бюджете в 10 миллионов) стала лента, которая начинается с демонстрации черного экрана под классическую музыку. Первые слова в ней произносятся только на 26-й минуте при общей продолжительности в 2,5 часа. Узнали? Да, речь идет о «Космической одиссее 2001 года» режиссера Стэнли Кубрика. Сейчас синонимом кассового американского кино для нас стали незамысловатые, но очень эффектные комиксы. Если на вершины чатов вдруг и пробивается научная фантастика, то тоже довольно простенькая, да еще и с большим количеством ляпов (за редкими исключениями). «Космическая одиссея» задала планку, которая остается непреодолимой уже более 50 лет как в техническом, так и в творческом смысле. Кубрик снял сложную, многоплановую притчу о пути человечества и о Боге с отсылками к Библии, философии Ницше и «Одиссее». «Космическая одиссея» показывает, как люди с помощью высшего внеземного разума перешагнули за пределы мира животных и подошли к следующей черте. Что за ней — главный вопрос фильма. Кубрик дает ответ, но поклонники и критики до сих пор ищут правильную интерпретацию. Перфекционизм и дотошность Кубрика вошли в легенду. Моделированием космического корабля для «Одиссеи» занимались специалисты НАСА — каждая мелкая деталь, каждая кнопка, каждая запись на экране компьютера спроектированы в полном соответствии с реальным оснащением космического корабля. Дизайн летательных средств постоянно подстраивался под новые научные достижения и нужды сценария. В какой-то момент промышленность США даже начала отставать от идей Кубрика и его команды, но, к счастью, работа над декорациями к тому моменту уже подходила к концу. С той же дотошностью режиссер подходил ко всему оформлению: разработкой суперкомпьютеров занимались лучшие специалисты в этой области, консультации о внеземном разуме давал физик Карл Саган, визуальные эффекты создавались специальной техникой, без применения хромакея и масок. Неудивительно, что люди, увидев эпизод на Луне, решили, что Кубрик сфальсифицировал съемку реальной лунной миссии в одном из своих чудо-павильонов. «Леопард» и «Гибель богов» В 60-е годы зрители вообще на удивление благосклонно встречали сложные, тяжеловесные и длинные ленты. Хитом французского проката 1963 года стала почти четырехчасовая работа итальянского неореалиста Лукино Висконти. Фильм «Леопард» исследует проблему распада аристократии. После объединения Италии и смены правящей династии местные аристократы оказываются в затруднительном положении — должны ли они отречься от Бурбонов и служить новым правителям? Но как выясняется, это далеко не главная проблема. С новой властью пришли богатые и активные буржуа, которые вытесняют старых дворян с их позиций. Сложно себе представить, чтобы сейчас люди толпами ходили в кинотеатр на 4-часовую историческую картину, последняя сцена которой идет почти час и намеренно нагнетает душную атмосферу. Но современникам фильм понравился, и Висконти снял еще более тяжелую картину, на этот раз о распаде аристократии в нацистской Германии, который перерастает в распад всей Европы. Тречасовую «Гибель богов» называли декадентской оперой и ругали за грязь, но в итоге европейские зрители окупили и ее (особенно постаралась все та же Франция).

7 фильмов, которые неожиданно стали кассовыми
© КТО?ЧТО?ГДЕ?