«Т-34». Генерал танковых войск оценил ляпы и достоинства фильма
«Т-34» стал предметом ожесточенных споров, ещё не выйдя на экраны. Многие критики учинили сущий разгром, основываясь на одном только трейлере. А дальше – больше. После появления в прокате разве что ленивый не высказал своё мнение о сюжетных коллизиях кинодрамы. Так что же в них не так? Свою оценку увиденному дал профессор Академии военных наук, начальник Челябинского танкового училища (1994-2005), командир Панфиловской дивизии (1985-91), генерал-майор бронетанковых войск Валентин Лукьянов. Как по учебнику По мнению военного деятеля, «Т-34» - лучший из фильмов о войне, появившихся в последние годы. В нём есть драматургия, динамика, дозированный патриотизм без пафоса, а также очень детальная проработка отдельных моментов боя. Его можно показывать в качестве наглядного пособия. «Безусловно, во время просмотра не раз «включал» командира: как бы я повел себя в том или ином моменте? Предположим, начальная сцена боя в деревне, где наша «тридцатьчетверка» в одиночку сражается с ротой немецких танков. Там хорошо видна «война мозгов» - наши танкисты приступили к бою, только дождавшись, когда немцы повернутся бортами. Грамотное использование особенностей местности, применение засадных действий за домами и сараями – всё, как по учебнику», - отметил генерал-майор, сам написавший учебное пособие «Бой в городе». Или поединок с пятью «Пантерами» в концовке. Именно он в полной мере показал не столько техническое превосходство «Т-34-85», сколько высочайшее мастерство нашего экипажа, которому противостояли, за исключением штандартенфюрера Клауса Ягера, 16-17-летние курсанты дивизии СС «Гитлерюгенд». «Мы их тактически «сделали». Можно сколь угодно придираться к каким-то мелочам, например, смогли бы пробить броню немецкого танка с первого выстрела или нет? Но фильм-то не об этом. Он – о дисциплине, мастерстве танкистов, ну, и, конечно, о любви к Родине. О том, что могут танки как главная ударная сила сухопутных войск, при грамотном командовании. На этом фоне «ляпы» не играют никакой решающей роли», - подчеркнул эксперт. «Ляпы» или допущения К их числу относятся шесть снарядов, «забытых» в пригнанном для испытаний танке беспечными немцами. Пожалуй, это самый необъяснимый логически казус. Но без него не получилось бы дальнейшего сюжета. Вот и пошли авторы фильма на такое очевидное допущение. А вот погоня за сбежавшей «тридцатьчетверкой» не кажется столь надуманной. Часто скептики обращают внимание на странность действий преследователей. К чему все эти драматические преследования на «Пантерах», если так и напрашивается очевидный ход – бросить в погоню единственный штурмовик Ju-87, который разбомбил бы наш танк с воздуха без «шума и пыли»? Но давайте вспомним – операцию по задержанию Т-34 Ягер и компания проводили собственными силами, без лишней огласки, а значит – привлечения помощи других подразделений. Откуда боевой самолёт, компетенция «Люфтваффе», в танковой дивизии? А вот разведчик – другое дело. С его помощью штандартенфюрер и сумел отследить передвижения советской боевой машины. И нагнал своих «кошек» в тихий тюрингский городок. А дальше основным мотивом его поступков было удовлетворение собственных амбиций, что и привело к падению с моста вместе с «Пантерой» в финале фильма. В угоду геймерам? В то же время, несмотря на наличие некоторых противоречий и нестыковок, в «Т-34» есть то, что так нравится современным геймерам в World of Tanks и масштабным моделистам – это точность в деталях танков, вплоть до камуфляжной раскраски. Не секрет, что раньше наши кинематографисты попросту «дурили» зрителя, ставя на современные танки какие-то коробки с крестами и полагая, что и так сойдет. «Очень добротное кино, сделанное качественно и любовно, вплоть до циммеритового покрытия от магнитных мин на корпусах «Пантер». В фильме «Пантера» - это «Пантера», а Т-34 – это Т-34. За счёт такой точности появляется доверие и уважение к героям и создателям фильма. По крайней мере, никаких претензий к «матчасти» танков нет», - отметил доктор, многолетний игрок в World of Tanks Михаил Брук. Режиссёр и автор сценария Алексей Сидоров поставил задачу «рассказать историю войны так, чтобы увлечь молодёжь и не вызвать противоречий у тех, кто ещё хранит Великую Отечественную в своей памяти». Удалось ли ему это сделать? Думается, да, если рассматривать кино как художественное произведение, а не научно-популярную передачу.