Это вам не Marvel: 10 неординарных супергеройских фильмов
К выходу фильма "Стекло" М.Найт Шьямалана мы решили вспомнить другие фильмы о супергероях, не укладывающихся в привычные представления о кинокомиксах. Хроника Кадр из фильма Хроника Дебютный фильм Джоша Транка того самого, что 3 года спустя катастрофически провалится с "Фантастической четвёркой", возможно, один из самых необычных супергеройских фильмов в плане формы. По жанру "Хроника" мокьюментари, и условности псевдодокументальной съёмки здесь отлично подходят камерной и очень личной истории затюканного парня (одна из лучших ролей Дейна ДеХаана), внезапно получившего суперсилы. Точнее, получают их все три друга, в один день отыскавшие в земле странный метеорит, но именно у самого скромного и тихого из них силы развиваются активнее, чем у остальных. Что бывает, когда человек с внутренними демонами получает неограниченную власть, догадаться, наверное, несложно, и "Хроника" прекрасно показывает этот конфликт внутреннего и внешнего вплоть до душераздирающего финала. Токсичный мститель Кадр из фильма Токсичный мститель Ещё один фильм о неуклюжем и хилом неудачнике, получившем суперсилы, теперь куда более кровавый, отвязный и экстравагантный. "Токсичный мститель" один из главных шедевров студии Troma, главной кузницы трэш-талантов и обители великого мастера китча Ллойда Кауфмана. Это совершенно безбашенное кино, которое мало волнуют драматические условности и прочие скучные вещи. Только насилие, кровь, кишки, абсурд и хардкор. Большего тут, впрочем, и не требовалось. Супер Кадр из фильма Супер Джеймс Ганн, опальный режиссёр "Стражей Галактики", тоже, кстати, выходец из Troma. И у него тоже есть фильм о супергерое-неудачнике комедийный экшен "Супер" о простом доходяге по имени Фрэнк (великий Рэйн Уилсон aka Дуайт Шрут из "Офиса"), чью жену соблазняет и уводит наркобарон с лицом Кевина Бейкона. Фрэнк воспринимает это как похищение отдавать супругу он не намерен. Он провозглашает себя Красным Болтом, супергероем, чья единственная способность долбить врагов по голове гаечным ключом. Фрэнк жестоко наказывает уличных преступников (например, мразей, что лезут в очередь вперёд остальных), заводит помощницу (Эллен Пейдж) и планомерно готовится к атаке на наркокартель Бейкона. Не совсем ясно, как после настолько отбитого фильма где сам бог является к герою в виде тентаклей, а рвотные массы собираются в разговаривающий портрет Лив Тайлер студия Marvel решила, что доверять Ганну подростковое кино будет хорошей идеей. Но, возможно, именно благодаря своей граничащей с безумием фантазии и полной неспособности вовремя остановиться он и стал настолько ярким экшен-режиссёром. Почти как Питер Джексон в своё время тот тоже начинал с вещей очень странных и кровавых. Пипец Кадр из фильма Пипец Старший брат "Супера", вышедший в тот же самый 2009 год (за год до этого ещё был похожий "Защитнег" с Вуди Харрельсоном, тоже, кстати, неплохой). Но теперь от Мэттью Вона создателя главных безумных экшен-фильмов современности. Его "Пипец", несмотря на яркую форму с ультранасилием, орущим Николасом Кейджем и другими подобными радостями кино куда более вдумчивое, чем его собратья по супергеройско-пародийному жанру. Это не только весёлое кровавое кино, но и вполне себе тонкая деконструкция кинокомикса, одновременно эксплуатирующая жанровые штампы и насмехающаяся над ними. Жаль только, во второй части (которую снимали уже без Вона) весь смысловой багаж обернулся шутками про блевотину и скучным насилием ради насилия. Человек-кондор Кадр из фильма Человек-кондор Первая попытка Disney на поприще супергеройского фильма неуклюжее, но очень милое кино о писателе, который решил опробовать способности созданного им супергероя. А в процессе случайно встретил русскую шпионку и оказался в центре политических игр мирового масштаба. Фильм не очень хорошо приняли в своё время, а сейчас он смотрится совсем уж смехотворно и, как ни странно, именно этим и радует. "Человек-кондор" прекрасное отражение своей эпохи, куда более убедительное, чем те, что специально пытаются передать "дух времени". Высший пилотаж Кадр из фильма Высший пилотаж Не путать с другим "Высшим пилотажем" тем, который Йонаса Окерлунда, о радостях жизни метамфетаминовых наркоманов. Это безобидная детская комедия от Disney о сыне известного супергероя, который поступает в школу для одарённых сверхсилами. Вот только сам он обычный парень, не открывший в себе никаких способностей, и находится там, можно сказать, "по блату" (из-за чего очень переживает). "Высший пилотаж", как и "Человек-кондор", кино абсолютно наивное, такие дистиллированные "нулевые", каких сейчас уже не встретишь. А ещё здесь есть Курт Рассел в роли величайшего супергероя (куда смотрели Marvel?) и совсем молодая Мэри Элизабет Уинстед. Совершенно необязательное кино, но по-своему обаятельное. Мегамозг Кадр из фильма Мегамозг Забавно, что именно "несерьёзная" мультипликация первой обратилась к суперзлодеям как главным героям а теперь за это почему-то хвалят последних "Мстителей". "Мегамозг" обращается к той же теме, что присутствовала и в "Тёмном рыцаре" за два года до него, к невозможности существования злодеев без героев, сбалансированной комиксной дихотомии, которую нельзя просто так взять и нарушить. Понятно, что мультфильм DreamWorks с проблемой обращается куда проще и игривее и все равно куда убедительнее, чем его тематический конкурент "Гадкий Я". Темный рыцарь Кадр из фильма Темный рыцарь К слову, о "Тёмном рыцаре" куда уж без него. Десять лет назад Кристофер Нолан полностью перевернул игру, представив мрачный и реалистичный кинокомикс, больше заинтересованный в психологизме героев, чем во взрывах и красочных экшен-сценах. Его влияние оказалось настолько огромным, что сейчас мы и не задумываемся о том, насколько это неординарное кино уж слишком часто его пытались повторить, а одна компания так и вовсе на нолановской эстетике собиралась строить целую киновселенную. Не получилось как и не получилось у многих других повторить формулу Нолана, оставив трилогию о "Тёмном рыцаре" единственной в своём роде. Логан Кадр из фильма Логан Ближе всех к Нолану, пожалуй, подобрался Джэймс Мэнголд его "Логан" тоже мрачный, трагичный и с большим уклоном в реализм. Но он не стал совсем уж гнаться за "Тёмным рыцарем" в его попытках быть "авторским блокбастером". И правильно сделал: в отличие от Нолана, Мэнголд режиссёр жанровый, и из "Логана" он именно что сделал жанровое кино, эдакий роуд-муви в стилистике неовестерна. С "вестерном" режиссёр вообще угадал очень хорошо ведь, как и этот классический американский жанр, супергероика сейчас постепенно уходит в ревизионизм и вскоре, возможно, погибнет совсем. "Логан" в этом смысле маркер эпохи, фильм, одновременно находящийся в контексте жанра и обозначающий его новую веху. Неуязвимый Кадр из фильма Неуязвимый А вот Шьямалан, сегодняшний виновник торжества, с "Неуязвимым" время несколько опередил. Когда супергероика в её нынешнем виде только начала формироваться, он уже снял кино о "герое без трико", ревизионистский кинокомикс о кинокомиксах, метафильм о главном литературном увлечении современных подростков. Его Дэвид Данн с грустным лицом Брюса Уиллиса человек, которого семейные травмы заботят куда больше спасения мира, предтеча всех "реалистичных супергероев", появившийся слишком рано, чтобы изменить жанр навсегда. Хорошо, что со временем заслуженную славу "Неуязвимый" таки обрёл и теперь считается чуть ли не главным фильмом Шьямалана наравне с "Шестым чувством".