Кинематографичный Петербург: культовые фильмы в городе на Неве

Первый художественный фильм в истории России сняли в 1908 году. В семи минутной картине рассказывалось про отношения Степана Разина и персидской княжны. Съемки проходили под Петербургом. Так и началась актерская карьера города на Неве. Он всегда манил кинематографистов разнообразием натуры, которую здесь можно найти. Корреспондент «МИР 24» Нахид Бабаев нашел культовые фильмы, в которых Петербург не просто красивый фон. Про Петербург часто шутят, что каждый его житель отличает тысячу оттенков серого. Это город строгих красок и сдержанных эмоций и «Приключения итальянцев в России» Эльдара Рязанова – редкий случай, когда город сыграл свою роль в комедии. Режиссер словно не обращает внимания на советскую действительность. Итальянцы и сопровождавший их милиционер – герой Андрея Миронова – бегали по историческому центру: Дворцовой площади, Невскому проспекту и Университетской набережной в поисках клада. Он был спрятан подо львом рядом с фонтаном. Скульптур животных с петровских времен в городе по самым скромным подсчетам больше сотни. Но и этого Эльдару Рязанову показалось мало, он дополнил постройки Трезини, Растрелли и Бенуа гипсокартонными фигурами. Одной из самых масштабных была сцена погони на Тучковом мосту. Специально для съемок фильма в 1974 году его даже развели днем. «Я иногда с огромным удовольствием смотрю какой-нибудь шедевр, в том числе «Итальянцев в России», когда они бегут по одной улице, и в стык следующий кадр – они совсем в другом месте. То же самое в «Осеннем марафоне», где он садится не в ту сторону, чтобы ехать в университет», – говорит кинокритик Сергей Ильченко. При необходимости по желанию режиссера Санкт-Петербург может легко превратиться в другой город. В культовом фильме 80-х «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» с легкой руки Игоря Масленникова город на Неве стал Лондоном. «Режиссеры, даже иностранные предпочитают работать все-таки больше здесь, чем в Москве. Во-первых, здесь съемки дешевле, в том смысле, что они менее затратны для экономики любого кинопроекта, а с другой стороны представить себе что Пирс Броснан в «Золотом глазе» будучи Джеймсом Бондом гонялся на танке по Красной площади в Москве – это маловероятно, а у нас здесь рядом по Мойке ездил и ничего», – сказал кинокритик. В «Брате» Алексея Балабанова уже другой город, не парадный. Не дворцы становятся декорациями, а подворотни и дворы-колодцы. Данила Багров бродит по Петербургу 90-х. С тех пор многое изменилось, и антураж некоторых сцен исчез. Например, на месте трамвайного депо бизнес-центр из стекла и бетона. В «Брате» город скорее отрицательный персонаж. Символ тревожного времени. Даже вечные и великие его памятники скорее пугают, чем вызывают восторг. «Я думаю, вряд ли эти ключевые фильмы можно представить себе в другом городе, потому что, когда режиссер задумывает кино, он мыслит визуальными образами, а Петербург в этом смысле богат на такие картинки, поэтому его так любят кинематографисты снимать разные эпохи, сюжеты, истории», – отметил Ильченко. А в фильме Оксаны Бычковой, снятом уже в 21 веке, мрачный и величественный Петербург вдруг стал ироничным Питером. Он будто помолодел вместе с героями картины. Место, где Максим ждал Машу, чтобы вернуть ей телефон у станции метро Чкаловская, по-прежнему популярно для свиданий. И даже у тех, кто не смотрел «Питер ФМ». С расцветом эпохи сериалов съемочные группы вновь потянулись в Петербург. Ведь он готов предоставить свою натуру и для исторических байопиков и для современных мелодрам. Актерская карьера Петербурга началась практически с момента возникновения кинематографа в России. Он сыграл свою роль в сотнях картин, почти без грима. И преданный зритель узнает его в любом образе. ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ