Как снимают фильм о балете в блокадном Ленинграде
В Санкт-Петербурге идёт работа над художественно-документальным фильмом о блокадном Ленинграде. Его героями станут артисты балета Мариинского театра, а история будет разворачиваться в военное время и в наши годы. Над лентой под названием «Ленинградская сюита» трудится команда молодых петербургских кинематографистов во главе с начинающим режиссёром Светланой Николаенко. Картину предполагается закончить до конца 2019 года, её выход запланирован на следующую осень или зиму. В Санкт-Петербурге идёт работа над художественно-документальным фильмом о блокадном Ленинграде. Сюжет картины развивается в двух временных промежутках — в период блокады и в наши дни. Связующим звеном между ними становится Мариинский театр. По сюжету части, действие которой разворачивается в наши дни, в театре готовится премьера балета «Ленинградская сюита». В какой-то момент постановка остаётся без солистки — танцовщицу Марину снимают с партии «из-за непонимания роли». Девушка не соглашается с таким решением и начинает отстаивать свою кандидатуру. Постепенно она узнаёт всё больше подробностей о родном театре в период осады города немецкими войсками. Вскоре Марина встречается с людьми, которые посвящают её в подлинную историю создания «Ленинградской сюиты». Герои рассказывают девушке о прототипе главной героини балета — юной балерине Саше, оставшейся в блокадном городе и выступавшей в составе концертных бригад. После того, как отец-композитор получил серьёзную травму, ей пришлось оставить сцену и посвятить себя уходу за ним. Тогда они вместе создали «прекрасную музыку, посвящённую ленинградцам». «В течение блокады Саша всё-таки осуществляет свою мечту о сцене, встречает первую любовь и делает самый важный в жизни выбор. История Саши не только помогает Марине получить заветную роль, но и меняет всю её жизнь», — говорится в официальном синопсисе. Актёров создатели ищут среди выпускников театральных вузов Санкт-Петербурга — каждый проходит предварительные кастинги и репетиции. По словам Николаенко, для их истории знакомые зрителям «медийные лица» не подойдут, поскольку «за ними уже закреплены определенные типажи, и они могут разбить атмосферу достоверности». Завершить ленту планируется до конца 2019 года, чтобы выпустить её следующей осенью или зимой. На сегодняшний день на производство «Ленинградской сюиты» потрачена крохотная по кинематографическим меркам сумма — немногим больше 150 тысяч рублей (деньги на картину собираются посредством краудфандинга). По оценке режиссёра Светланы Николаенко, итоговый бюджет составит порядка 15 млн рублей. При этом она уверена: «Не нужно много денег, чтобы затронуть сердца зрителей, если есть оригинальная идея, хорошая история и группа талантливых людей». Производство картины «Ленинградская сюита» началось ещё в 2017 году — тогда начинающая режиссёр, выпускница Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Светлана Николаенко должна была снять короткометражную документальную ленту о блокадном Ленинграде. Однако тесные рамки фильма-интервью не устроили её с самого начала, поэтому ещё на ранних этапах режиссёр поняла, что картина будет не просто документальной — а художественно-документальной. Во время поисков подходящей истории, которую можно было бы интегрировать в подобного рода фильм, Николаенко познакомилась с начинающим сценаристом Егором Шиловым, который как раз располагал подходящей идеей. Хрупкую, но сильную девушку, танцующую в холодной опустевшей квартире в разрушенном городе, Шилов впервые представил, когда ему на глаза попалась брошюра «Мариинский театр в годы блокады». И через некоторое время он придумал историю о Саше — молодой артистке балета, которая жила в осаждённом Ленинграде. После этого сценарист погрузился в изучение исторических документов, что, по его словам, оказалось непростой задачей. «Читая дневники жителей Ленинграда, читая воспоминания артистов Кировского театра (с 1935-го по 1992 год Мариинский театр носил название Ленинградского ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова. — RT), смотря кадры кинохроники — с каждым разом всё больше поражался мужеству людей и тем ужасам, что творились», — отмечает он. Николаенко подчёркивает, что не боится такой сложной и болезненной для многих темы, как блокада. «В нашей истории нет попытки приукрашивать, преуменьшать, искажать факты. Мы стараемся ответственно подходить к материалу: изучали дневники, читали книги и так далее. В нашем фильме много реальных фактов из жизни Кировского театра: эвакуация в конце августа 1941 года, бомбёжка театра в начале сентября, выступления к годовщине революции осенью: наши персонажи вписаны в канву этих реальных событий, — заверяет режиссёр. — Да, сами герои вымышлены, но они действуют так, как и могли бы себя вести люди в их положении с их набором качеств и характером». Параллельно с написанием сценария шло и обучение сценарному мастерству: как рассказала RT Николаенко, она прошла специализированные курсы и вместе с Шиловым штудировала учебную литературу, чтобы «сделать хорошую драматургию, в которой есть сопереживание героям, моральный выбор, финал, показывающий суть вещей и события, не оставляющие равнодушным». За два года работы над картиной сценарий разросся и претерпел большое количество изменений. По словам режиссёра, первые версии линии Саши выглядели иначе — теперь от изначального варианта осталось «буквально несколько сцен». Так документальный короткий метр сначала стал художественно-документальным, а затем — полным. «В какой-то момент мы осознали, что тема блокадного балета настолько интересна, что есть, что показать. Характеры героев также становились более объёмными в ходе работы, и вскоре нельзя было уже просто убрать какую-либо сцену. Каждая сцена цепочкой тянет другую, как единый механизм», — признаётся Николаенко. Она считает крайне важным зафиксировать и сохранить рассказы и воспоминания «уходящего» поколения блокадного Ленинграда: «К сожалению, с каждым годом очевидцев (тех. — RT) событий всё меньше и меньше». Создатели подчёркивают, что в фильме интервью будут выступать не только в качестве документальной фактуры, но и как «связь между поколениями». «Именно через них герои современной линии (да, связь времен у нас тоже есть) пытаются понять и осознать это время», — говорит режиссёр.