The New Yorker (США): разочаровывающий список номинантов на «Оскар-2019» – и те, кто должен был в него попасть

В 1953 году Бертольд Брехт написал стихотворение под названием «Роспуск», в котором он высмеял правительство Восточной Германии, предложив ему «распустить свой народ и выбрать себе другой». Эта мысль вполне применима и к Американской академии кинематографических искусств и наук, которая утром во вторник, 22 января, объявила номинантов на «Оскар-2019». Под воздействием кампании #OscarsSoWhite («Оскар такой белый»), инициированной Эйприл Рейн (April Reign) в 2015 году, Академия поспешила включить в свой список новых членов — в первую очередь женщин, людей другого цвета кожи и молодых людей. Однако она менялась недостаточно быстро. Хотя в 2017 году фильм «Лунный свет» победил, став одним из самых блестящих победителей в номинации «Лучший фильм», в прошлом году Академия вернулась в прежнее состояние полнейшего отсутствия вкуса, выбрав в качестве победителя в этой номинации «Форму воды». В этом году она не стала скрывать свои пристрастия: господство во всех номинациях принадлежит Большому Голливуду. В номинации «Лучший фильм» представлены только восемь картин из возможных десяти. Половина из них была снята известными киностудиями, и в большинстве из них играют звезды кино. Номинация «Черной пантеры» полностью оправдана в художественном смысле — из всех фильмов, которые попали в поле зрения членов Академии, он является одним из лучших. Между тем «Звезда родилась», «Власть» и «Богемская рапсодия» представляют собой поверхностные прославления классического голливудского подхода, а «Зеленая книга» вообще выглядит неуместно в этом списке — точно такое же снисходительное отношение к представителям других рас стало причиной номинации фильма «Шофер мисс Дэйзи» 29 лет назад. (Интересно, сколько членов Академии, проголосовавших тогда за «Шофера миссис Дэйзи», теперь проголосуют за «Зеленую книгу».) Но тот факт, что в список попал фильм «Черный клановец», стал приятным сюрпризом. Этот фильм Спайка Ли (Spike Lee) рассказывает нам не столько подробности отдельно взятого исторического события, сколько альтернативную историю вопиющих упущений — историю того, чем органы охраны правопорядка и правительство должны были заниматься в течение нескольких последних десятилетий, и, если бы они это делали, это помогло бы предотвратить приход расистского радикального правого крыла в Белый дом. Более того, Ли попал в список номинантов в категории «Лучший режиссер», чего никогда прежде не было. (Если уж на то пошло, то первая номинация Пола Шрейдера (Paul Schrader) — в категории «Лучший сценарий» за «Дневник пастыря» — запоздала как минимум на 40 лет.) Список номинантов в категории «Лучший режиссер» содержит и другие сюрпризы, хотя и разочаровывающие, — в первую очередь исключение из него Мариэль Хеллер (Marielle Heller) с ее фильмом «Сможете ли вы меня простить?» и включение в него Йоргоса Лантимоса (Yorgos Lanthimos) с его «Фавориткой», Павла Павликовски (awel Pawlikowski) с его фильмом «Холодная война» и Адама Маккея (Adam McKay) с его фильмом «Власть», который также номинирован в категории «Лучший фильм». Все эти три номинации — классические примеры того, как показная режиссура удостаивается похвалы. Черно-белое кино («Холодная война» и «Рома») никогда не перестанет восхищать своей экстравагантной аскетичностью. (Оба фильма также номинированы в категории «Лучший оператор».) Фильм Маккея — это классический случай голливудского выравнивания, и он льстит этой индустрии самыми разными способами. Он сводит историю идеологии — историю о людях, работающих над тем, чтобы продвигать отвратительные принципы, — к критике этих людей за их беспринципность. Это политическое кино для тех, кто, слыша слово «политика», представляет себе внутриправительственную борьбу. Более того, этот фильм стал воплощением очевидной попытки обычного комедийного режиссера искупить свои грехи посредством работы с серьезной темой. (То же самое можно сказать и о Питере Фаррелли (Peter Farrelly), режиссере «Зеленой книги» — комедии редко получают награды.) Что касается политических фильмов, только «Простите за беспокойство» может сравниться с «Черным клановцем» по своей творческой энергетике, но этот фильм не удостоился ни одной номинации. Между тем режиссерская работа Хеллер — «Сможете ли вы меня простить?» — несет в себе концентрированную и нацеленную энергию, чем сильно отличается от фильмов, представленных в номинациях. Она рассказывает историю, которая может с легкостью скатиться к карикатурности «Власти» или «Фаворитки», но вместо этого превращается в вещественно трагическую историю, не лишенную элементов комедии и чудес. Мелисса Маккарти (Melissa McCarthy) и Ричард Грант (Richard E. Grant) заслужили свои номинации, как и Николь Холофсенер (Nicole Holofcener) и Джефф Уитти (Jeff Whitty) за сценарий, однако Хеллер превращает эту историю в пронзительно аналитическую работу по политической и культурной истории. Единственный претендент на «Оскара» в этом году, который мог бы сравниться с этим фильмом, — это «Если Битл-стрит могла бы заговорить», и режиссерская работа Барри Дженкинса (Barry Jenkins) действительно заслуживает признания, как и фильм в целом — хотя Дженкинса номинировали за сценарий, Реджину Кинг (Regina King) номинировали в категории «Лучшая женская роль второго плана», а Николаса Бриттелла (Nicholas Brittell) — в категории «Лучший композитор». Фильмы «Рома» и «Фаворитка» представлены в десяти номинациях каждый. Я не удивлен. «Фаворитка» — это новая англофильская историческая драма, а также единственная откровенно эротическая история в конкурсе. Что касается «Ромы» — первого фильма «Нетфликс» (Netflix), номинированного на «Оскара» в категории «Лучший фильм» — он дает Голливуду шанс воздать должное домашнему обслуживающему персоналу, не прислушиваясь к тому, что они хотят сказать. Номинации «Черной пантеры» в категории «Лучший фильм» сопутствуют еще шесть номинаций (в том числе за дизайн костюмов), но среди них нет ни одной за актерское мастерство, сценарий и режиссуру. Это более качественный и глубокий политический фильм, нежели большинство других номинантов, — благодаря режиссерской работе Райана Куглера (Ryan Coogler) и сценарию, который он написал вместе с Джо Робертом Коулом (Joe Robert Cole), — а в его сценах и игре актеров есть жизнь и энергия, которых не хватает фильмам «Власть» и «Зеленая книга» и с которыми может сравниться только игра Рейчел Вайс (Rachel Weisz) в «Фаворитке». Что касается фильма «Звезда родилась», Бредли Купер (Bradley Cooper) не удостоился номинации в категории «Лучший режиссер». Его режиссерская работа не несет в себе ничего особенно оригинального, но она достаточно дерзкая: он снимал сам, и там есть множество крупных планов, которые принесли ему номинацию в категории «Лучший актер». 2018 год стал удивительным годом для кино, и некоторые лучшие фильмы года даже попали в список номинантов на «Оскар». Разрыв между киноиндустрией в целом и искусством кино становится все шире, и многие представители этой индустрии, по всей видимости, это понимают — именно поэтому в прошлом году Академия предприняла попытку, которую многие решительно раскритиковали, ввести новую категорию — «Лучший популярный фильм». Мой собственный список тех, кого следовало бы номинировать, указывает на то, насколько велик этот разрыв. Кроме того, разрыв между созданием хороших фильмов и зарабатыванием больших денег тоже растет. Не только Академия отстает от времени, заботясь исключительно о своих интересах. Так поступает Голливуд в целом. Мой собственный список номинантов (мои фавориты выделены жирным шрифтом) «Лучший фильм» «Мадлен Мадлен» «Впусти солнце» «Зама» «Думал ли ты, кто стрелял из ружья?» «Простите за беспокойство» «Черный клановец» «Оборотень» «Миссис Хайд» «Старик и ружье» «Прогульщики» Лучший режиссер Джозефин Декер (Josephine Decker), «Мадлен Мадлен» Спайк Ли (Spike Lee), «Черный клановец» Клэр Денис (Claire Denis), «Впусти солнце» Эшли Маккензи (Ashley McKenzie), «Оборотень» Лукреция Мартель (Lucrecia Martel), «Зама» Лучший актер Роберт Редфорд (Robert Redford), «Старик и ружье» Клинт Иствуд (Clint Eastwood), «Наркокурьер» Лакит Стэнфилд (Lakeith Stanfield), «Простите за беспокойство» Маккоул Ломбарди (McCaul Lombardi), «Соллерс-пойнт» Джон Дэвид Вашингтон (John David Washington), «Черный клановец» Лучшая актриса Хелена Говард (Helena Howard) «Мадлен Мадлен» Реджина Холл (Regina Hall), «Поддержите девушек» Жюльет Бинош (Juliette Binoche), «Впусти солнце» Мелисса Маккарти (Melissa McCarthy), «Сможете ли вы меня простить?» Тайн Дейли (Tyne Daly), «Хлебная фабрика» («A Bread Factory») Лучшая мужская роль второго плана Ричард Грант (Richard E. Grant), «Сможете ли вы меня простить?» Кори Хокинс (Corey Hawkins), «Черный клановец» Ксавье Бовуа (Xavier Beauvois), «Впусти солнце» Кейси Аффлек (Casey Affleck), «Старик и ружье» Тим Блейк Нельсон (Tim Blake Nelson), «Баллада Бастера Скраггса» Лучшая женская роль второго плана Миранда Джули (Miranda July), «Мадлен Мадлен» Сисси Спейсек (Sissy Spacek), «Старик и ружье» Шайна Макхайл (Shayna McHayle), «Поддержите девушек» Эйлин и Элиз Чарльз (Aline and Elise Charles), «Жаннетт: Детство Жанны д'Арк» Лола Дуэньяс (Lola Dueñas), «Зама» Лучший оригинальный сценарий «Простите за беспокойство» «Мадлен Мадлен» «Поддержите девушек» «Впусти солнце» «Золотые выходы» Лучший адаптированный сценарий «Черный клановец» «Зама» «Старик и ружье» «Сможете ли вы меня простить?» «Наркокурьер» Лучший фильм на иностранном языке «Впусти солнце» «Зама» «Миссис Хайд» «Камера Клэр» «Жаннетт: детство Жанны д'Арк» Лучший документальный фильм «Думал ли ты, кто стрелял из ружья?» «Прогульщики» «Бесконечный футбол» «Монровия, Индиана» «Все остальное я выдумываю» Лучшая операторская работа Эшли Коннор (Ashley Connor), «Мадлен Мадлен» Скотт Мур (Scott Moore), «Оборотень» Трэвис Уилкерсон (Travis Wilkerson), «Думал ли ты, кто стрелял из ружья?» Гийоме Дефонтен (Guillaume Deffontaines), «Жаннетт: детство Жанны д'Арк» Роб Трегенза (Rob Tregenza), «Гавагай» Лучший художник-постановщик «Остров собак» «Черная пантера» «Прогульщики» «Истерзанные сердца» «Заметки о видимом» Лучший монтаж «Мадлен Мадлен» «Старик и ружье» «Думая о пропасти» «Поезд на Париж» «Простите за беспокойство»