Открытие проекта «Дау» в Париже перенесли

Что такое «Дау»? Кино? Грандиозная инсталляция? Иммерсивный спектакль? Никто из критиков не берется определить жанр происходящего на трех площадках Парижа (театре Шатле, Театре-де ля Виль и Центре Помпиду). Как минимум, это самый масштабный долгострой в истории кино, берущий свое начало еще в 2005 году. Именно тогда режиссер Илья Хржановский, прочитавший книгу воспоминаний супруги физика Льва Ландау Коры, стал одержим ее экранизацией. Собрать деньги помог российский бизнесмен Сергей Адоньев, также финансировавший московский «Электротеатр «Станиславский» и несколько европейских кинофондов. Со временем байопик про Нобелевского лауреата вырос в нечто принципиально иное. «Фильм-голем», как пишет про «Дау» Le Monde, погружает зрителя в мир тоталитаризма. Действие «Дау» происходит на протяжении тридцати лет (от 1938 до 1968 года) в месте под условным названием Институт, куда люди добровольно перенеслись из будущего. О создании проекта рассказывает главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин: Антон Долин главный редактор журнала «Искусство кино» «Был выстроен так называемый Институт: гигантская декорация, в которой люди жили три года. Их постоянно снимали, в том числе их интимную жизнь, разумеется, с их разрешения. Все они не были профессиональными актерами, профессиональных актеров практически нет. Из 700 часов видеозаписей на данный момент смонтировали 13 фильмов разной длины. Все эти фильмы разные: комические, психологические, порнографические, есть почти хоррор. Все это не о жизни Ландау, а о жизни выдуманного Института, который, конечно, базируется на каких-то советских институтах, но лишь отчасти. Теперешний проект «Дау» включает в себя еще и концерты, ритуалы, инсталляции, исповедальные кабинки, куда заходят посетители, купившие билет (так называемую «визу»), разговаривают с представителями разных религий. Все это часть единого опыта. Опыт более сильный, чем многие фильмы, которые вы смотрели в жизни. Это не только фильм и не чисто фильм. Хотя кино там внутри присутствует, и, наверное, это самое главное, что есть в проекте «Дау». Всего в проекте снимались около 400 человек. Главную роль Дау, переосмысленный образ знаменитого физика, исполнил дирижер Теодор Курентзис. Участие в съемках приняли люди буквально из разных миров: неонацист Максим Марцинкевич, музыкант-фрик Николай Воронов, художница Марина Абрамович и другие. Среди них студенты и безработные, клерки, проститутки и бездомные. Сами съемки проходили без сценария как такового. Как отмечают киноведы, «Дау» как единый проект поднимает вечные проблемы: пределы свободы, страх смерти, одиночество и жажда любви. Очень интересно, равно как и непредсказуемо, считает член Союза кинематографистов России Мария Безрук: Мария Безрук член Союза кинематографистов России «Это немного похоже на то, что делает Александр Шейн в Третьяковке с проектом «ВМаяковский». Фильм является частью большого мультикультурного проекта: выставки, фотографии, письма, картины, стихи, музыка. Я так понимаю, здесь будет нечто аналогичное, только все будет происходить параллельно. Насколько подобные вещи нужны простому зрителю, не знаю. Например, если бы я погрузилась полностью в этот мир, у меня бы точно сознание как-то переломилось, моя жизнь не была бы прежней. Это не высокие слова, не высокопарные. Эксперимент интересный, но как, мне кажется, с непредсказуемыми последствиями». «Дау» действительно может стать большим и опасным опытом над собой. Максимальный уровень погружения, который может предложить проект, это бессрочный билет на неограниченное количество часов и дней. Участие может быть сравнимо с жизнью в том самом Институте.

Открытие проекта «Дау» в Париже перенесли
© BFM.RU