Искусство, как социальный эксперимент. Как проходили съемки фильма «Дау»
Российский режиссер Илья Хржановский вместе со своей командой «Сообщество Дау» представил в Париже свой фильм, основанный на воспоминаниях жены советского ученого-физика Льва Ландау. Работа над картиной «Дау» продолжалась 13 лет. Съемочная группа на протяжении трех лет жила на территории стадиона в Харькове, где для них были построены специальные декорации, полностью повторяющие городской пейзаж 1930–1950-х годов. «360» собрал все, что известно об идее и производстве фильма, которого так долго ждали. Внутренний разрыв Имя режиссера Ильи Хржановского не очень знакомо российскому зрителю. Кроме «Дау» в его творческой биографии в качестве режиссера есть только один фильм «4», снятый по сценарию писателя Владимира Сорокина. Творческий дебют молодого режиссера хорошо оценили критики. Картину показали на Венецианском кинофестивале во внеконкурсной программе в 2004 году. Фильм получил один из главных призов кинофестиваля в Роттердаме, а также специальный приз жюри на «Кинотавре». Специалисты уже тогда разглядели в нем будущего мастера, но никто не представлял, что он может представить своим зрителям. Фильм «Дау» изначально задумывался как биографический. Хржановского очень впечатлили воспоминания Конкордии Дробанцевой, жены известного советского физика. В книге близкие и друзья называли его исключительно по последнему слогу фамилии, откуда и пошло название фильма. Как сообщила газета La Mond, сам Хржановский заявил, что его потряс внутренний разрыв, который испытывал физик между свободой в личной жизни и верноподданичеством перед властью, которое он показывал на публике. Источник фото: dau.com Режиссер обратился за сценарием к уже проверенному автору — Владимиру Сорокину, который представил ему свое видение будущей картины. Первые кадры снимали в Москве и Санкт-Петербурге. Но потом режиссер в целях экономии переехал в Харьков, где его герой жил с 1932 года и работал на кафедре экспериментальной физики местного института. В этом же городе Ландау арестовали в 1938 году и он провел в заточении целый год, пока за него на воле вступались его коллеги Петр Капица и Нильс Бор. Для съемок в миллионном Харькове на территории стадиона построили целый небольшой городок со зданием института, где работал Ландау, столовой и бараками, где разместились актеры. Хотя профессиональных артистов там практически не было. Режиссер потребовал, чтобы возведенные городские декорации стали настоящими, а значит нет никакого двадцать первого века. На дворе 1938 год, где не знают о существовании мобильных телефонов и джинсов. Художники-постановщики делали все именно по советским лекалам, включая канализационные трубы, чтобы звук был абсолютно идентичен. В институт приезжают настоящие ученые физики со всего мира. Кто-то остается ненадолго, а некоторые продолжают жить в 1938 году несколько месяцев. Как рассказала кинокритик Анна Наринская, от трех главных героев картины остались только образы: Ландау играет дирижер Теодор Курензис, его супругу, чьи мемуары так поразили Хржановского, актриса Радмила Щеголева, а Капицу — режиссер Анатолий Васильев. При этом режиссер не оставил им их имена Кора (Конкордия) превратилась в Нору, Капица стал Крупицей, а главному исполнителю дали домашнее имя Дау. Роли прохожих исполняли жители Харькова и просто приглашенные люди, которые играли самих себя: уборщиков, дворников, физиков, бухгалтеров, буфетчиц, врачей и так далее. Жизнь в «Дау» На съемочную площадку не пускают посторонних. Единственный журналист, который смог туда попасть — Олег Кашин, тогда сотрудник журнала «Коммерсант — Власть». В материале, который он написал по итогам погружения в жизнь на съемочной площадке, говорится, что все приходящие полностью переодеваются в одежду того времени, включая нижнее белье. «По складу нижнего белья меня водили костюмеры — обыкновенные киношные костюмеры, тоже одетые в старинную одежду, — и я видел груды этих чулок и панталон. На мне самом кошмарные огромные сатиновые трусы, и они не самый неудобный элемент моей одежды», — писал Кашин. Источник фото: dau.com За использование современных слов штрафовали. Люди отдавали советские рубли, которыми же с ними расплачивались за работу. Журналист описал встречу с профессором кафедры теоретической физики МФТИ Андреем Лосевым, который приехал из Москвы в творческий отпуск. В фильме он играл профессора физики Андрея Лосева. То есть себя. По ночам он занимался исследованиями, которые он раньше вел в Москве. Когда в Харькове отключили электричество, он зажег свечи, чтобы закончить работу. Внешнее время не имело значение, внутри декораций был уже 1952 год. Для того, чтобы обеспечить жизнь обычными бытовыми вещами реквизиторы обходили местные дома. Что-то покупали, а что-то жители отдавали просто так. Роль сотрудников МГБ исполняли настоящие ФСИНовцы, только в форме далекого прошлого. Иногда они забирали кого-то из бараков, где жили артисты. Сам Хржановский заявил Кашину, что просто снимает кино в том контексте, который ему понятен и известен. «Здесь все близкое для нас. Я советский человек, мне 35 лет, мы с вами советские люди, и дети наши будут советскими, это коды воспитания, никуда от них не деться», — пояснил он. Гений и злодейство Режиссер, хоть и говорил, что снимает кино, на деле просто управлял всеми людьми, которые жили в созданном им мире «Дау». Камеры фиксировали каждый шаг любого человека вне зависимости от того, чем он занимался: читал, ел, ходил в туалет или занимался сексом. Это было реалити, где люди проживали свои судьбы, но не в своем времени. Актеров команда набирала прямо на улицах Москвы, Харькова, Санкт-Петербурга, Парижа и других городов. Участница команды Хржановского Альбина Ковалева рассказала британскому издании The Telegraph подробности жизни в пределах декораций. Источник фото: dau.com Человека могли арестовать сотрудники МГБ за преступления, которых он не совершал, избить, нагрубить. Она ушла с проекта после того, как увидела кадры с экспериментами над детьми с синдромом Дауна. При этом сам Хржановский заявлял, что ничего плохого с ними не произошло. Газета La Mond рассказала, что в одном из эпизодов фильма сотрудник КГБ мучает женщину. В роли садиста выступил бывший начальник тюрьмы. Как он объяснил позже, ему пришлось просто отключить все свои чувства, чтобы сделать это. Олег Кашин в своем материале уточнял, что в верхней одежде, которую выдавали при проходе на площадку, внутрь были вшиты грузы, чтобы человек ходил, согнувшись, так, будто на него давит реальность. Режиссер создал реальность тоталитарного режима того времени и погрузил туда испытуемых им артистов, над которыми он возвышался и не просто снимал кино, но ставил настоящий социальный эксперимент. Хржановский делал свое искусство, которое вовсе не должно нравиться или пугать, но показывать настоящую изнанку жизни. При этом он оставлял возможность покинуть площадку, но вернуться туда было уже нельзя. Конец фильма Финал съемок в Харькове прошел в ноябре 2011 года. Хржановский превратил его в огромный open-air с участием ди-джеев с мировыми именами. Построенные декорации разрушили еще днем. Как сообщил «Коммерсант», по сюжету в институт врываются нацисты, громят здание и убивают всех, кто находится внутри. Так как в съемках принимали участие настоящие люди, играющих самих себя, то в качестве группировки привлекли Максима Марцинкевича, известного как «Тесак», и его банду. До этого лидер неонацистов отрезал голову живой свинье, на которой позже он выбил звезду Давида и написал ножом слово «дегенераты». На разрушенных декорациях съемочная группа устроила ночной рейв. В отрыв под музыку ушли около 300 человек. Все это снималось на камеру. Вошли ли эти кадры в финальную версию фильма пока неизвестно. Позже Хржановский подтвердил, что съемки закончены. После восьми лет молчания и долгой работы над постпродакшеном появилась информация, что премьера фильма может пройти в Берлине на фестивале Berliner Festspiele, посвященного 30-летию разрушения стены, разделяющей город. Хржановский предложил снова возвести кусок разрушенной конструкции и оставить его почти на месяц с 3 октября до 9 ноября. Однако местные власти воспротивились. Официальная премьера началась в Париже в четверг, 24 января. Изначально планировалось при помощи софитов создать над городом красный треугольник, который даст начало просмотру фильма. Общий хронометраж картины составляет 700 часов. Показ будет идти в круглосуточном режиме. Каждый зритель может купить себе билет на определенные часы просмотра. Для тех, кто не готов потратить столько времени, картину разделили на 13 отдельных фильмов. Но когда и где их можно увидеть неизвестно. Кроме того, на сайте dau.com планируется создать отдельную возможность изучения созданного Хржановским мира. Кроме самой премьеры самого фильма в Париже пройдут представления других известных людей искусства, вошедших в «Сообщество Дау». В частности, Марина Абрамович представит свои перформансы, а музыканты Брайан Ино и основатель группы Massive Attack Роберт дель Найя представят эксперименты собственного творчества. Все это будет частью мира, созданного Ильей Хржановским.