«Дау» требует жертв: почему фильм Ильи Хржановского вызвал столько вопросов
Настоящие изнасилования, избиения, унижения: пока эстеты восхищаются невероятным масштабом 700-часового фильма «Дау», более здравомыслящие критики задаются вопросом, кто позволил провести такой бесчеловечный эксперимент на людях? Разбирается колумнист «360». Источник фото: Youtube/Port Film Co-op Текст не принято начинать с цитаты, но тут удержаться сложно. Еще ничего не зная о проекте «Дау», впечатление о нем можно составить по описанию одной из его финальных сцен. «Во время съемок Марцинкевич с приятелями избил и изнасиловал американского художника Эндрю Ондрежака, ассистента Марины Абрамович, исполнявшего роль психолога», — волосы встают дыбом, когда читаешь эти строки, опубликованные в уважаемой французской газете Le Monde. И это лишь один из многих шокирующих эпизодов, случившихся на съемочной площадке «Дау». Порой кажется, что все это журналистские выдумки, что не может быть такого в жизни — только в плохом кино. Однако журналисты уверяют, что нет. Марцинкевич, который якобы насиловал одного из актеров, — это тот самый неонацист-рецидивист «Тесак», на данный момент отбывающий 10-летний срок за совсем другие преступления. Его с дружками на съемочную площадку пригласил сам автор проекта, режиссер Илья Хржановский. Судя по всему, он остался доволен результатами их работы. «Эндрю приехал с целью повлиять на неонацистов, но те повлияли на него», — цитирует Le Monde режиссера. Иначе как омерзительными эти слова назвать нельзя. Или это все же многослойная шутка? «Наташа» на бутылке Похоже, что все-таки не шутка. Как и многие, автор этих строк ничего не знал о «Дау» до объявления о его премьере 24 января в Париже. В начале этого года о фильме заговорили многие и в русскоязычной прессе появились свежие рецензии, некоторые из которых были откровенно восторженными. «Какими бы ни были многочисленные претензии к „Дау“, это значительное произведение искусства и беспрецедентное событие», — в частности, пишет маститый кинокритик Антон Долин. Критик упоминает и про насилие и откровенные сцены секса, но подаются они как необходимый элемент игрового процесса. Мол, все было максимально деликатно, авторы не вмешивались, каждый участник имел право отказаться от включения в фильм фрагментов со своим участием. Совсем не так это выглядит в описании самих актеров, чьи свидетельства приводят западные издания. Вот, к примеру, бывший сотрудник КГБ (в роли сотрудника КГБ) пытает некую «Наташу». Не хочется описывать детали, но уж извините, это же «беспрецедентный» образчик искусства. Так вот, жертву насилуют бутылкой. Это значительное культурное событие, больше напоминающее случай из криминальной хроники, привело к добровольному увольнению двух известных актрис: француженки (ее имя не называют) и немки Ханны Шигулы, потрясенных подобным обращением с человеком. Важно отметить оправдание Хржановского: несчастная была проституткой из БДСМ-борделя, якобы давшей согласие на такое обращение. Источник фото: Youtube/Port Film Co-op Со съемочной площадки бежали регулярно — и это несмотря на хорошую плату. Не думайте, что страдания актеров были бесплатными: за дубляж сбежавшим звездам, по данным Le Monde, платили пять тысяч евро за два часа работы. Участница проекта Альбина Ковалева ушла после кадров с экспериментами над детьми с синдромом Дауна. Шокированная женщина не поверила режиссеру, который уверял, что с ними ничего не случилось. По ее словам, над участниками проекта издевались, подвергали допросам и психологическому давлению, в любой момент их могли арестовать ряженые «сотрудники КГБ». Другой участник «Дау» — астролог Люк Биже — отмечает, что его специально напоили ради сцены секса с той самой несчастной, которую для хорошего кадра «посадили на бутылку». «Дурная дыра» Это лишь малая толика известных нам от очевидцев сцен ленты, которая начиналась как байопик об известном советском физике, академике АН СССР Льве Ландау. Снимай фильм американский режиссер в расчете на «Оскар», в нем были бы и секс, и жестокость, но главное — рассказ о самом человеке. Однако Ландау, как создатель известнейшей школы теоретической физики и лауреат Нобелевской премии, Хржановскому неинтересен. Ему важнее рассказать о гнилом и порочном тоталитарном строе, где всех подряд били и насиловали, а когда не били и не насиловали, люди напивались и сами избивали и насиловали друг друга. Как тут не вспомнить название места в Париже, где команда «Дау» готовила свой проект к запуску: бар «Дурная дыра» (в оригинале еще грубее), вход в который выглядит как огромное влагалище. Съемочная площадка проекта вполне достойна такого эпитета. Стоит ли говорить, что происходившая на ней фантасмагория не имеет ничего общего даже с мемуарами вдовы Ландау, на которых она была якобы основана? Изданная в 1999-м книга Коры Ландау-Дробанцевой вызвала крайне негативную оценку в научной среде и среди многих людей, хорошо знавших академика. Но если о ней еще можно спорить, то с «Дау», кажется, все понятно. По сути, Хржановский выстроил на спонсорские деньги (Le Mondе указывает на богатого инвестора Сергея Адоньева, имевшего отношение к компании Yota) гигантское реалити-шоу, которое функционировало по его правилам морали, все дальше скатываясь в некое подобие оргий при дворе Нерона или Калигулы. Естественно, в том виде, в каком их представляет окончивший ВГИК интеллигент. «Арт-проект» сначала снимался в Москве и Петербурге, но позже был перенесен в Харьков, где в атмосфере полной изоляции, в брошенном бассейне, были построены декорации института, в котором работал Ландау. Там все было настоящее: советская одежда, предметы быта, даже деньги. Но самое неподдельное — атмосфера страха и паранойи, ведь все стены и даже одежда актеров были напичканы микрофонами. Именно этот городок заполнили настоящие ученые и артисты вперемешку с проститутками и неонацистами, в итоге ставшие персонажами 700 прошедших финальный монтаж часов съемки. Нет сомнений, что творческий метод Хржановского крайне сомнителен, а эпизоды реального насилия, издевательств и грубого секса можно сколько угодно считать художественной ценностью, но это не снимает ответственности за происходящее ни с участников, ни с авторов. Можно сломать хоть тысячу копий, защищая такие фильмы, как «Матильда», и попытаться найти оправдание даже скандальному «Празднику», но вот реальную вакханалию издевательств над человеческим достоинством объяснить невозможно. Далеко не случайно премьера была отложена префектурой полиции Парижа: в отличие от представителей современного искусства, местные власти приняли идею иммерсивного БДСМ-театра если не в штыки, то весьма холодно. Обвинят ли их в цензуре и нарушении свободы слова и какова будет дальнейшая судьба «Дау»? Узнаем в ближайшее время. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.