Война, баскетбол, Гоголь и медведи: в Москве вручили премию «Золотой Орел»
В легендарном первом павильоне «Мосфильма» состоялась XVII церемония вручения кинопремии Российской академии кинематографических искусств. Сокрушительную победу одержал фильм «Война Анны» Алексея Федорченко, взявший крылатые статуэтки и «За лучшую режиссуру» и как «Лучший фильм» года – редкое по красоте событие. С этим решением академиков не поспоришь, поскольку по большому счету эта картина – единственная, которую можно было бы из номинированных причислить к произведениям искусства, и соревноваться ей было тут особо не с кем. «Золотой Орел» вообще любит преподносить сюрпризы в финале церемонии: Никита Михалков точно знает, чем и как публику удивить. Чего стоит одно только награждение в прошлогодней церемонии главным призом «Золотого Орла» средней картины «Салют 7», которая обошла в финале «Аритмию» Хлебникова и «Нелюбовь» Звягинцева! Общая растерянность съемочной группы тогда показала, что вот на это-то никто и не надеялся. Вот и на этот раз Алексей Федорченко, поднимавшийся за наградой на сцену дважды, выглядел явно ошарашенным. «Не верю, что «Слон» мог встретиться с «Орлом», - сказал он, напоминая, что незадолго до этого «Война Анны» получила главный приз Гильдии киноведов и кинокритиков, которые всегда дают свои статуэтки за новое слово в искусстве или необычность прочтения материала. Ну, а открыл церемонию министр культуры Владимир Мединский, напомнивший, что «есть награда, которую невозможно вручить в этом зале - это любовь и доверие зрителей к отечественному кино». И назвал критерием ее вручения постоянно растущую долю российского кино в общем прокате страны. В этом году отобранные фильмы соревновались в 23 номинациях. Среди короткометражек награду получила «Материя» режиссеров Марины Жигаловой-Озкан и Юрия Зайцева. Марина не забыла поблагодарить своих учителей Валерия Хотиненко и Владимира Грамматикова. Награду за лучший неигровой фильм «Медведи Камчатки» вручал Сергей Мирошниченко, который обратился к присутствующим с грустной речью о том, что на фоне «растущей доли проката российского кино» были закрыты в стране практически все документальные студии. И что если так пойдет и дальше, то в истории останутся лишь дела Сталина и Брежнева, «но о вас никто и ничего знать не будет». Забавно, что фильм «Медведи Камчатки» был кинематографистами выбран на фоне картин о Параджанове, Тарковском, Антипенко и Довженко. Кстати, фильм «Лед» был отмечен еще и в номинации «Лучшая женская роль», которую получила Аглая Тарасова. Отдельным блоком на церемонии шли ТВ-программы. В телевизионных номинациях награду «За лучшую женскую роль на ТВ» получила Анна Михалкова («Обычная женщина»). Она пошутила, что «попала в кино без блата» и выразила благодарность режиссеру Борису Хлебникову, который в ней разглядел хорошие гены. А также иронично пожаловалась, что в их семье Никита Михалков был единственным, кто досмотрел сериал «Обычная женщина» до конца. На Татьянин день пришелся день рождения артиста Александра Петрова, который получил «Золотого Орла» как «лучший актер на телевидении» (сериал «Sпарта»). Сериалы «Хождение по мукам» и «Sпарта» названы «Лучшими сериалами» прошедшего 2018 года. «Лучшим сценарием» оказался тот, по которому была снята «История одного назначения», написанный Авдотьей Смирновой, Анной Пармас и Павлом Басинским. Авдотья Смирнова, принимая статуэтку, вспомнила, как рыдала много лет назад, не получив ее же за свой фильм «Прогулка», и призвала академиков давать награды молодым, которым это так важно. Но 58-летний Павел Басинский тут же парировал, что он и есть в кино «молодой и начинающий», и что он - совсем не против награды. Всего в соискании премии участвовали в этом году 51 игровая лента, 46 неигровых и 25 короткометражных. К большому сожалению, за бортом этого огромного лайнера оказались многие заметные фильмы года. В списке номинантов почему-то не было «Лета» и «Айки», взявших призы Канн. Не оказалось там и «Ван Гогов» с блистательной работой Серебрякова и Ольбрыхского. Не было «Профайла», которым восхищался Берлинский кинофестиваль, и «Побдросов», покоривших публику в Карловых Варах. Не было горчилинской «Кислоты» и «Вечной жизни Александра Христофорова», где так потрясающе сыграли Гуськов, Фандера и Любшин. Увы-увы… Самой пронзительной частью церемонии стало вручение приза «За вклад в историю кинематографа» Василию Лановому, который приоткрыл драматические странички своей жизни и рассказал, почему ему так дорого произведение «Как закалялась сталь». Артист снимается в кино – страшно сказать! - 65 лет. И каждая его новая работа вызывает огромный интерес зрителей. Зал приветствовал Василия Семеновича Ланового стоя.