Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

"Убивать направо и налево неприлично": как Лукас снимал "Звездные войны"

МОСКВА, 26 янв — , Анна Кочарова. На русском языке вышла книга американского писателя ". Путь джедая". Подробная биография создателя эпохальной саги о звездных войнах рассказывает и о том, как Лукасу удалось изменить киноиндустрию. С разрешения издательства "Эксмо" РИА Новости публикует отрывок из книги, посвященный работе над фильмом "Возвращение джедая".

Лукас совсем не представлял, что же будет происходить в этой части киноэпопеи. "Помимо названия, у него было лишь несколько заметок на желтых стикерах. , уставший от Хана Соло, убеждал Лукаса убить своего персонажа — но Лукас подстраховался в "Империи", просто заморозив Хана в карбоните", — объясняет Джонс.

Видео дня

Судьба Хана Соло, казалось, зависела от того, подпишет ли Форд договор на третий фильм, — но Лукас вставил условие о третьем фильме "Звездных войн" в договор Форда на несколько частей "Индианы Джонса", так что Соло остался жить.

По мнению автора книги, сомнения были и у тогдашнего продюсера Лукаса Гэри Керца, который хотел сделать третий фильм более трагическим, почти пессимистичным. "Идея была в том, чтобы разморозить Хана Соло в начале, — вспоминал Керц. — А затем он бы погиб в середине фильма во время нападения на имперскую базу".

После этого Лея осталась бы одна со своими обязанностями королевы возрожденного Альянса, "а Люк бы ушел в закат, метафорически, сам по себе. Такая концовка была бы горько-сладкой, — отмечал Керц. — Но я считаю, что драматически она сильнее". Однако, отмечает Джонс, Лукас даже не стал рассматривать такой вариант развития событий.

Во время съемок предыдущей части было потрачено много времени на запуск производства сувениров, в том числе фигурок с героями саги. "Очень жаль, — говорил Керц позднее. — Они зарабатывают на игрушках в три раза больше, чем на фильмах. Логично принимать решения в пользу этого бизнеса, но это не лучшая тактика для создания качественного кино".

Именно во время съемок этой серии, продолжает биограф, Лукас и Керц разошлись. "Лукас позвал в "Джедая" Ховарда Казаняна, который уже успел поработать на финальном этапе съемок "Империи" и был продюсером "Ковчега". А Керц отправился к в амбициозный проект "Темный кристалл".

"Никакой вражды между нами не было, — подчеркивал Керц. — Просто (Лукас) знал, что ему будет комфортнее поручить производство "Джедая" кому-то другому, а я понял, что предпочитаю другой тип задач, когда мне не приходится повторять то, что я уже делал". Керц всегда называл взаимоотношения с Лукасом "профессиональными", но они больше никогда не работали вместе.

Новому продюсеру Казаряну Лукас поручил искать и нового режиссера. Ситуация осложнялась несколькими факторами. Во-первых, многие режиссеры не хотели превращаться в подчиненных Лукаса.

Во-вторых, у самого создателя "Звездных войн" были сложные отношения с Гильдией режиссеров: Лукас отказывался ставить титры в начале фильма, Гильдия расценивала это как нарушение прав людей, участвовавших в создании картины. В итоге Джордж стал персоной нон грата в Гильдии и согласившегося на съемки "Войн" режиссера могли внести в черный список.

"Лукас серьезно рассматривал кандидатуры опытных режиссеров вроде , многообещающих новичков вроде , а также нескольких необычных художников вроде и ", — отмечает автор биографии.

И рассказывает историю, как Линч навестил Лукаса на его ранчо. Однако Линч знал, что "не сможет постоянно нести ответ перед продюсером, хотя Джордж и не стремился ограничивать такого оригинального режиссера".

"Лукас решил, что лучше искать не визионера, а рабочую лошадку — желательно кого-то с телевидения, где режиссер всегда полностью подчинялся исполнительному продюсеру, — продолжает Джонс. — В начале 1981-го Лукас увидел триллер "Игольное ушко" валлийского режиссера Ричарда Маркуэнда, который большую часть карьеры снимал телефильмы, в том числе фильм-биографию 1979 года "Рождение “Битлз".

Как и Линча, Лукас пригласил Маркуэнда на ранчо, где тот провел с ним и Маршей "целый день, остался на ужин, а затем до позднего вечера говорил с ними". Автор книги приводит слова Маркуэнда: "Я обожал "Звездные войны". И медлил с решением по "Джедаю" только из-за боязни, что кто-нибудь будет считать меня ответственным за успех такой картины".

Лукас был рад, что Маркуэнд уважает необходимость работать по графику и без превышения бюджета, но больше всего ему нравилось, что сговорчивый Маркуэнд готов максимально придерживаться его собственного видения.

"Последней частью мозаики был сценарист. Сначала Лукас собирался написать весь сценарий "Джедая" сам, а не передавать синопсис истории сценаристу, как было с "Империей". Но писательство, как обычно, давалось ему тяжело, и Лукас оставил последние страницы пустыми, поскольку знал, что все можно будет исправить, когда он передаст черновик своему сценаристу Лоуренсу Каздану", — пишет Джонс.

Биограф рассказывает, как в начале лета 1981 года Лукас собрал Каздана, Казаняна и Маркуэнда в "Паркхаусе", чтобы обсудить детали сюжета. Было несколько элементов, которые режиссер считал необходимыми: он собирался включить в сценарий Джаббу Хатта, хотел, чтобы у Люка была сестра-близнец (но все еще сомневался, что это Лея) и чтобы повстанцам помогало примитивное общество.

Лукас уже попросил Маккуорри и из ILM начать наброски кораблей и существ, хотя даже не представлял, где и как они появятся в самом фильме, — "полная неразбериха", как описал это один из художников ILM.

"Процесс подготовки "Джедая" был такой же, как с "Империей", — вспоминал Каздан. — Схемы и иллюстрации появились еще до того, как я начал писать". Самой сложной задачей оказалось придумать каждому персонажу запоминающуюся сцену. Каздан, прикидывая, как бы добавить драматизма, предложил кого-нибудь убить — тогда "фильм приобретет дополнительную эмоциональную окраску, как будто зрители потеряли любимого".

Но Лукас тут же отмел этот вариант. "Не нужно никого убивать, — сказал он Каздану с едва заметным раздражением. — Мы живем в 1980 году. Не нужно убивать людей направо и налево. Это неприлично".