Войти в почту

Бергман, Линч, братья Коэн: 10 культовых «роуд-муви»

В прокат вышла "Зелёная книга" трогательное роуд-муви о дружбе, семье и самоосознании. Мы решили вспомнить других представителей жанра, давно ставших классикой: от ранних работ Ингмара Бергмана и Вима Вендерса до современных экранизаций Кормака МакКарти. Человек дождя Кадр из фильма Человек дождя Давно ставший классикой фильм Барри Левинсона о заносчивом молодом парне Чарли (одна из лучших ролей Тома Круза), который с целью поскорее получить наследство от отца выкрадывает из клиники душевнобольного брата-аутиста Раймонда (великий Дастин Хоффман). Он держит брата в качестве заложника и колесит с ним по всей Америке, попадая в череду забавных, драматичных и нелепых ситуаций, в общем, стандартная схема для роуд-муви. В ходе поездки братья, конечно же, сближаются, Чарли открывает старые детские раны и понимает, что Раймонд занимал и занимает в его жизни куда больше места, чем он предполагал. Нежное, идеально исполненное кино, которое не зря вот уже 30 лет пользуется безраздельной зрительской любовью. Париж, Техас Кадр из фильма Париж, Техас В свои лучшие годы немец Вим Вендерс решил поехать в Америку и снять там кино в самом американском из всех жанров (ну ладно, может, втором после вестерна). Роуд-муви о человеке, ищущем семью, которую он давно забыл, притчу о поисках человечности и общности в мире, полном страданий и потерь. Только человек "извне", как немец Вендерс, мог изобразить одноэтажную Америку с такой впечатляющей фактурой и так точно определить настроение этого вневременного, собирательного пространства, где можно найти и радость, и печаль, и даже свой личный Париж где-то посреди пустынного Техаса. Простая история Кадр из фильма Простая история Дэвид Линч человек, чьё имя вызывает вполне определённые и крайне устойчивые ассоциации. Жуткий сюрреализм, намеренно нестройное повествование, авангард и эксперимент, где совы всегда не то, чем кажутся, а любимый режиссёром Лос-Анджелес не реальный город, а иррациональное пространство, действующее по законам логики сна. Все эти штампы вполне справедливы, и сам Линч это наверняка прекрасно понимает. И, видимо, именно поэтому однажды он снял кино абсолютно противоположное по смыслу и методу, и даже назвал его как-то издевательски, "Простая история". В самом фильме, впрочем, никакой издёвки нет это и правда очень простая, поэтичная история о старике, который на своей газонокосилке отправляется в другой город к умирающему брату. Очередное доказательство (если кому вдруг не хватило "Человека-слона"), что Линч при желании может снимать "нормальное кино" не хуже прочих. Почти известен Кадр из фильма Почти знаменит Фильм на границе роуд-муви и классического coming-of-age, "Почти известен" возможно, самая точная работа Кэмерона Кроу, автора "Ванильного неба" и "Джерри Магуайера". По крайней мере нигде, кроме этой полуавтобиографической истории о парне, едущем в тур вслед за любимой рок-группой, ему не удавалось так идеально выдержать баланс между сверхсентиментальностью и острым эмоциональным резонансом. Один из первых культовых фильмов XXI века и одна из лучших поколенческих картин о лихих семидесятых. Тельма и Луиза Промокадр к фильму Тельма и Луиза Ещё не успевший сойти с ума Ридли Скотт в конце прошлого века снял это отличное жанровое кино, сильно опередившее время в отношении темы и центрального посыла. "Тельма и Луиза" мрачная и в то же время удивительно динамичная, порой даже забавная история о двух девушках, решивших найти справедливости и отомстить опрессивному патриархальному обществу, от которого им не раз доставалось. Их безумное приключение ведёт к череде убийств, ограблений и в конце концов к закономерно трагичному концу, который войдёт в историю кино как один из самых ярких финалов всех времён. Братья Блюз Кадр из фильма Братья Блюз Эксцентричная комедия Джона Лэндиса стоит несколько в стороне от прочих роуд-муви. Хотя бы потому, что дорога здесь не центральная тема фильма, а всего лишь удобный формообразующий фактор, отделяющий акты и оправдывающий все погони, перестрелки и безумные музыкальные номера. А всего этого здесь удивительно много особенно для, казалось бы, приземлённой истории о двух братьях, решивших собрать старую группу, чтобы спасти родной приют. Беспечный ездок Кадр из фильма Беспечный ездок Заслуженно культовый контркультурный фильм, дебютная режиссёрская работа Денниса Хоппера, положившая начало целому течению кинолент о свободолюбивых душах, загнанных в рамки скучнеющей Америки. Дорога здесь магистральный романтический символ уходящей эпохи, из которой никак не выйдут главные герои, мотоциклисты в исполнении Питера Фонды и самого Хоппера. "Беспечный ездок" лебединая песнь "Нового Голливуда" и обязательный для понимания американской кинокультуры фильм. Дорога Кадр из фильма Дорога Экранизация постапокалиптического романа Кормака МакКарти (того самого, что написал "Старикам тут не место"), жестокая и метафоричная история о безымянных отце и сыне, идущих на юг по выжженной, безжизненной и холодной земле. Деревья падают, каннибалы норовят их сожрать, и каждая встреча с другими людьми может обернуться катастрофой но они все равно продолжают идти, тепля в себе надежду, что там, далеко, всё может быть немного лучше. Это не самый ровный фильм и, возможно, слегка манипулятивный, что, впрочем, не мешает ему быть безумно мощным уж слишком силён первоисточник, слишком хороша атмосфера и слишком прекрасен Вигго Мортенсен с молодым Коди Смит-Макфи. Внутри Льюина Дэвиса Кадр из фильма Внутри Льюина Дэвиса Через МакКарти к Коэнам, самым известным его экранизаторам. Сюда, в общем-то, можно было включить и "Стариков", и их же "О брат, где же ты был", оба прекрасные роуд-муви и одни из ярчайших работ великого дуэта. Но мы решили остановиться на "Внутри Льюина Дэвиса", нетипично тихой и приглушённой работе братьев. Это история неудачливого музыканта и его маленького путешествия, почти что бесцельного и мало что меняющего в его жизни, горько-смешного и поэтично-абсурдного. Земляничная поляна Кадр из фильма Земляничная поляна Закончим на совсем уж легендарной классике шведского гения Ингмара Бергмана. Здесь опять же легко могла быть и более известная "Седьмая печать", вышедшая в тот же год и формально тоже относящаяся к "роуд-муви". Но "Земляничную поляну" несколько проще уместить в жанровые ориентиры: её сюжет об учёном Исаке Борге, который на пути к месту получения докторской степени проезжает места юности и рефлексирует по поводу прошлого, будто бы предвосхищает все прочие фильмы о пути к самоосознанию через образ дороги. Вместе с "Седьмой печатью" этот фильм отличный старт для знакомства с великим режиссёром (если вдруг ещё не), наглядно показывающий зарождение его уникального стиля.

Бергман, Линч, братья Коэн: 10 культовых «роуд-муви»
© Фильм.Ру